Goths, Geatas, Gaut: The Invention of an Anglo-Saxon Tradition

топ 100 блогов pamupe-cc — 15.07.2024 Небольшое дополнение к предыдущей книге, выложенной на этом канале. Вчера мы приехали в гости к другу в соседнее графство Хэмпшир, бывшее в своё время центром королевства Уэссекс, и когда я изучал места которые можно посетить, то ещё раз наткнулся на слово Ytene, как старое название Нового Леса. И осознал, что уже реально начал склонятся к сформулированной в прошлом тексте рискованной гипотезе о поклонении Геату как части локальной ютской традиции. Но я сам прекрасно понимаю, что у меня довольно искажённая оптика. Я в принципе не доверяю картине единой языческой Англии (или Скандинавии) с монолитной религией объединяющей все враждующие королевства. Соответственно я всегда ищу аргументы за хаотичную мозаику локальных культов, неизбежно выдавая в процессе желаемое за действительное.

Каждый раз, когда я ловлю себя на формулировании очередной спорной гипотезы, я немедленно ищу противоядие в виде общепризнанного научного консенсуса по данному вопросу. Просто проверяя, есть ли убедительные ответы на сформулированные мной вопросы. В случае с появлением Геата в англо-саксонских генеалогиях и хрониках консенсус довольно прост: это всё кабинетная мифология девятого века, часть политической пропаганды Альфреда Великого и уэссекской династии в целом. Локальный вариант средневекового «готицизма», скорее всего вдохновлённый сходными нарративами в каролингском возрождении. И лучший список аргументов я нашёл в выкладываемой сегодня статье.

Итак, в самых ранних источниках нет ничего о Геате и готах. У Беды Достопочтенного генеалогия правителей кентской династии начинается с вполне предсказуемого Водана и в ранних манускриптах с него начинаются вообще все генеалогии. Но позднее появляются расширенные версии генеалогий, с Геатом в качестве первопредка и Воданом в середине списка. Потом, конечно, довели до Ноя и Адама. Ну и в ходе бурной деятельности Альфреда Великого и его наследников по возрождению науки и культуры в устоявшем Уэссексе картина становится реально подозрительной. При переводе на старо-английский с латинского оригинала заселившие Кент и остров Уайт Iutis Беды Достопочтенного вдруг превращаются в Geatum/Geata. В «путешествии Оттара» известной географической вкладке в альфредовский перевод Орозия, Готландом явно назван Ютланд. И в биографии Альфреда написанной Ассером он был назван потомком готов и ютов через династию правившую островом Уайт. Собравший все эти факты Каталин Тарану (или Цэрану, если он румынского происхождения, то может быть полным тёзкой известного мастера по игре в Го) вполне согласен с общим мнением про чисто книжное происхождение данного нарратива, основанное на ошибочном прочтении античных источников по истории и географии. Англо-саксонскую версию он выводит из более ранней франкской, основанной на осознании отдельными интеллектуалами (благодаря Иордану и доступному в фульдском аббатстве Тациту) этнического и лингвистического сходства франков с остальными германскими народами, начиная от готов и кончая саксами и данами. По мнению Тарану/Цэрану эта идея была перехвачена англо-саксами в ходе миссионерской деятельности на континенте и перенесена на собственную историю. Часть миссионеров, как ни удивительно, осознавала что сохранявшие язычество «старые саксы» являлись их близкими родственниками и значит принятие континентальных саксов в одну семью с франками переносится и на жителей острова. Нужно срочно дописать генеалогию и приступить к сочинению «Беовульфа», исходя из новых реалий. Дело закрыто!

Если честно, при всей логичности вышеописанной картины меня по прежнему в ней многое смущает. В первую очередь эта постоянно всплывающая у подобных авторов аксиома, согласно которой люди средневековья никак не могли заметить сходства своего языка с языком соседей без руководящего и поясняющего всё монаха с свежепереписанным томом Тацита в руках.

Плюс он ничего не отвечает на главный вопрос, почему только Геат был прямо записан в языческие божества и почему только юты записаны в наследники гетов/готов?

Буду рыть дальше.

Catalin Taranu
(Статьи)
Goths, Geatas, Gaut: The Invention of an Anglo-Saxon Tradition [файлом с телеги]

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
2 октября 1925 года в Париже произошло эпохальное событие - первое выступление Жозефины Бейкер на европейском континенте, после которого она проснулась знаменитой. Жозефина танцевала неведомый до тех пор для европейцев чарльстон, который парижане нарекли диким танцем, потому что ...
поближеВесенний бусяш)Коллекция мишек Гам ...
Пролог: — Ты почему начала курить? — Я сома так захотела. Год назад были невероятно популярны мемы с сомами. А сейчас в эфир пришли милые котики, и теперь они комментируют все происходящее в мире. Эволюция котиков. Заодно вспомним недавние события. Начиналось все так: ...
Моя мама опять озаботилась личной жизнью старшей дочки. Нашла какое-то лохобрачное агенство и оплатила их услуги (не слабо так - 10 000 вообще ни за что). Я порываюсь ругаться, но дочка говорит, чтобы я не расстраивала бабушку и ей не сложно пару раз сходить на "свидания". Сегодня она ...
Для Лены belka_1974 и Ольги bar_su_chok . Да, я спокойная по натуре и довольна терпелива. Даже толерантна- убогое слово, кургузое. Вы же сами прекрасно знаете, что у любого спокойствия есть свои границы, пределы. Я некоторых персонажей, которые с первых же минут знакомст ...