Государственный счет
sapojnik — 08.06.2017 Ситуация с так называемой «реновацией» развивается на привычном московском, то есть местечковом уровне: мэрия заполонила все СМИ россказнями про «90% за реновацию» в «голосовании», которое сама же мэрия и проводит (и, соответственно, имеет возможность указывать любые цифры); а «протестники» и «оппозиционеры» по этому поводу на глазах погружаются в довольно заметное уныние – мол, ай-яй-яй, «опять москвичей не удалось раскачать». Вообще довольно очевидно, что ситуация с этим «голосованием» примерно такая же, как с пресловутым референдумом в Крыму: то есть «официальные цифры», ясное дело, взяты властями с потолка по принципу «чем больше, тем лучше» (все равно ведь точность подсчета контролировать некому) – но и, с другой стороны, не менее понятно, что у сторонников присоединения (к реновации или к России) довольно существенное (хотя и, безусловно, меньшее) большинство.Причина в обоих случаях проста: рыба ищет где глубже, а человек (даже в весьма своеобразной ипостаси постсовка) – где лучше. В Крыму люди охотно бежали с нищей и нестабильной Украины к «московским пенсиям и зарплатам» (да еще с бонусом в виде беспрепятственного русского языка); в Москве обитатели хрущоб, едва получив чуть-чуть более внятные гарантии отсутствия совсем уж явного кидка, тоже с готовностью соглашаются на переезд; а чего ж не согласиться, если будет действительно УЛУЧШЕНИЕ жилищных условий? Конечно, согласятся не все – многое зависит от степени домовитости и укорененности конкретных людей и семей в нынешнем жилье. Тут вполне может быть уместна аналогия со сталинской «коллективизацией»: кто наиболее охотно, «задрав штаны», бежал вступать в колхоз? Естественно, деревенская беднота и всякие прочие «несправные» мужики – им терять было нечего, а в колхозе хотя бы пайку гарантировали.
А кто был против колхозов? Естественно, зажиточные крестьяне – то есть такие, кто и так, без всяких колхозов, себя в селе прекрасно чувствовал. Свое хозяйство, лошади, коровы, маслобойка – ну и нафига справному крестьянину все это отдавать колхозу? Чтобы трудодни получать? Забавно, что этот почти вековой давности расклад сейчас воспроизводится и в спорах о «реновации»: нынешние «кулаки», невероятными трудами и ремонтами превратившие свои хрущевские халупы в нечто пригодное для жизни, яростно возражают и взывают к «священному праву частной собственности» - но их голоса, как и во время «великого перелома», тонут в реве бедняков, почуявших «халяву».
В связи с этим я изначально скептически относился к ставке нынешних московских «оппозиционеров» на создание некоего «общественного фронта» против реновации. Да, митинги собирать удастся, однако реально «зажечь» Москву этими протестами едва ли выйдет – дрова сыроваты.
Надо просто понимать, в чем смысл всей политики правящей верхушки в отношении москвичей. А смысл тут прост – это банальный подкуп. И московские велодорожки, и постоянный ремонт дорог, и плитка вместо асфальта – это ведь в очень малой степени «потому что москвичи все это заслужили ударным трудом» (как бы ни хотелось москвичам думать иначе). В значительной степени это «плата за лояльность» жителям столицы, собираемая со всей страны. Сюда же и тот занятный факт, что в Москве (самом богатом, по средним доходам жителей, городе России) едва ли не самая низкая квартплата в стране. Почему? А скрытые дотации московского бюджета.
Вот и затеваемая реновация, по идее, должна стать «взяткой в особо крупном размере» (несколько триллионов рублей) «дорогим моим москвичам». Естественно, со всем возможным подрядным хамством и воровством по мелочи (как у Островского – «я деньги дам, но обругаю!») Но по форме, по задумке реновация – именно взятка. И только очень наивный и романтически настроенный человек из числа «протестников» может всерьез рассчитывать, что игра на «кулацких» настроениях поможет «раскачать» москвичей и сорвать планы Собянина. Не поможет. Эта игра обречена, хотя, пожалуй, ее все равно нужно вести.
Но тут ведь надо еще и понимать, с кем «оппозиционеры» имеют дело. Всеми этими постоянными подачками со стороны властей москвичи серьезно развращены; любой московский протест ведется с оглядкой – в обмен НА ЧТО можно было бы сдать в утиль лозунги «долой» и заняться более приятным делом – подсчетом всяческих «ништяков». Факт тот, что московское население в значительной степени (возможно, даже в большей, чем в любом другом городе страны) люмпенизировано – только эта люмпенизация скрытая. Халявщики, уверенные, что они уже стали «партнерами». И власти это заблуждение охотно поддерживают.
Впрочем, кому я это говорю? Все, что сказано про рядовых москвичей, едва ли не в большей степени можно сказать и об «оппозиции», в коей жажда «обменять протест на халяву» вообще является едва ли не основополагающей. Оттого, собственно, и «зажечь» по-настоящему у нее уж которое десятилетие не выходит. Очень уж легко ее «просчитать».
Ошибочны наивные упования тех, кто возлагает большие надежды на внутримосковскую возню вокруг «реновации». Все это на самом деле игры из серии «милые бранятся – только тешатся».
А проблема, меж тем, имеется, и очень серьезная. Только угроза придет совсем не оттуда – не от прикормленных собянинских бюджетников и московского офисного планктона.
На самом деле вся затея с реновацией в период кризиса – большой удар по целостности страны. Этот аспект мало обсуждается, но это лишь говорит о степени эгоизма и зацикленности на самой себе столичной тусовки.
Главный вопрос, на самом деле – как воспринимаются наполеоновские планы Собянина-Володина-Путина в остальной части страны. Немосковской. В стране МАССА разваливающихся халуп, хибар и откровенных бараков. Люди живут в натуральном гнилье, в депрессивных городах, где доходы на душу населения В РАЗЫ (если не на порядки) ниже, чем в Москве. Однако реновацию затевают почему-то только в Москве. И даже принимают для этого специальный ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон. А почему в Москве, собственно? Провинции через губу отвечают – «а потому что в Москве больше денег». Но почему в Москве так много денег? «Это уже наглость – быть таким назойливым!» - злится москвич.
Как выглядит эта ситуация с точки зрения обитателей бараков? Как грабеж и вопиющая несправедливость, конечно же. Москвичей и так-то в регионах, мягко говоря, не любили, а уж теперь…
Настоящая угроза – именно здесь. Вся эта реновация прямо подогревает сепаратистские настроения, если уж называть вещи своими именами. Вот только понять это, увы, некому. Посреди нищей страны москвичи упоенно раздувают меж собой шумную свару – кому сколько «лишних» метров в «суперсовременных домах с полной отделкой за государственный счет» полагается.
Ключевое слово тут – государственный счет.
|
</> |