Господин и вассал в праздничный день
vba_ — 07.11.2015 В детстве и юности я совсем не задумывался, что демонстрируют люди, выходившие в СССР на демонстрации. Ну вот просто так было. Зимой снег, летом купаются, 1 сентября дети идут в школу а на 7 Ноября и 1 Мая люди ходят на демонстрации. Мы же не особенно задумываемся, почему 1 сентября – в школу. Так было, так будет.А вообще-то было бы неплохо подумать, что это такое, демонстрация.
Вернее так, зачем во всем мире демонстрации, понятно. Люди выходят на улицу, чтобы послать своей власти (в редких случаях, чужим властям) некий месседж. Мол, хотим того-то и того-то, а этого не хотим. Выборы же не каждый день, а поводы не молчать, они гораздо чаще появляются, чем выборы.
Вот когда сама власть организует демонстрации трудящихся, дает им в руки плакаты, транспаранты, флаги – какой тут месседж? Смысл-то в чем?
Мне видится тут только один смысл. Такие демонстрации это разновидность военного парада. Ведь что такое парад? Это демонстрация властью своей военной силы. Власть показывает, какой вооруженной мощью она обладает. Гражданской же демонстрацией власть показывает, насколько она владеет обществом, насколько она может им распоряжаться. Военные идут с казенным оружием, гражданские идут с казенными плакатами и флагами. После оружие сдается в хранилища, как и флаги с транспарантами. В этом смысле есть очень большая разница с «народными гуляниями», которые были в СССР и которые были и сейчас есть в самых разных странах.
Регламентированные демонстрации были обязательным атрибутом всех коммунистических режимов. Я, что-то, не припомню коммунистического или «коммунистического» режима, при котором власть не организовывала бы демонстраций, где трудящиеся должны выражать свою безраздельную преданность текущей власти. Хотя бы часть общества, видимая на поверхности, должна была встать в позу подчинения, показать свою лояльность.
В недавнем посте я спрашивал, есть ли еще в каких-то некомммунистических странах, кроме постсоветского пространства, такие организованные властью казенные демонстрации с казенным же инвентарем. Что-то никто не смог привести примеры подобного. Если же действительно такого больше нигде нет, то это очень сильный аргумент в пользу того, что смерть советской власти мало что изменила в ментальности отношений власти и общества. Власть по-прежнему полагает себя несменяемым сюзереном гражданского общества, считая необходимым, чтобы само общество регулярно подтверждало свое вассальное положение. Интересно, как долго это положение сохранится.
|
</> |