Гошкины уроки
vokina — 04.03.2011 Ну хорошо, поделюсь я с вами задачкой, которую сейчас решаю.Гошка у нас стал ходить в сад на полдня. Причин для этого две, во-первых Гоша сам стал заявлять, что ему «нужны други» и что он хочет «много детей», во-вторых, пока я находилась в третьем триместре беременности, т.е. совсем ушла в себя, и три месяца после родов, когда опять было не до него, Гошка ушел в компьютер с головой, с руками, с ногами, совсем. Он просыпался со словами про компьютерные игры и засыпал с ними. Реальный мир его почти перестал интересовать, а выбирал он папины игры типа стратегий и РПГ. Я понимала, что запрет вопрос не решит, потому что сама я ему сейчас альтернативы предложить не могу. Но то, что он часами сидит за компом стало меня страшно бесить (видимо как только появились силы, чтобы беситься). Я сгоняла его с компьютера, а когда он начинал как нормальный пятилетка скакать и бегать, я просила его вести себя тише, потому что Таня спит. Спустя полнедели такой жизни я решила, что сад на полдня даст Гошке других детей и успокоит меня. На следующей неделе Гоша уже пошел в сад.
В саду проходят занятия, который ведет Андрей Романович (о нем писала тут http://vokina.livejournal.com/276782.html). На одном из занятий он занимался прицельно с Гошкой и, со слов воспитателей, сказал, что у Гоши серьезные проблемы, что отставание по эмоциональной сфере на 1,5 года. Было это в прошлую пятницу. Естественно «хорошая мама» внутри меня задергалась-заквохтала, как! человек- специалист по детям, более того по мальчишкам, имеющий старшего сына – аутиста, профессиональный педагог сказал, что у нас все плохо!
Но Гоша всегда был с особенностью, я сейчас наблюдаю за Таней и понимаю, что эмоционально-чувственная сфера у него всегда была слаба, даже в 3 мес, он не был так заинтересован моим лицом и мимикой. Ему надо было, чтобы я была рядом и все. Рос он на глазах у Елены Павловны, руководительницы «Культуры материнства». На рабочие собрания мы приходили со своими детьми и была возможность регулярного наблюдения, Гошке там всегда доставалось. Он вечно счастливый и довольный целенаправленно шел туда, где ему было интересно, но где не было меня, и если другим детям достаточно было выразительного взгляда, чтобы вернуться в комнату к маме, Гошке требовалось более сильное воздействие, вроде щипков за попу.
На свой рассказ в ЖЖ об отработке следования я до сих пор получаю гневные отклики – издеваются над ребенком, его же потом лечить надо. Но в том-то и дело, что у Гошки очень крепкие нервы, чтобы заставить его переживать, надо очень постараться. Большую часть времени он пребывает в отличном расположении духа, я не помню, чтобы он плакал над несчастной судьбой героя сказки.
Был только один мультик, над которым он плакал и то с моей подачи, в Смешариках есть серия как Пин создал робота Биби. Робот очень быстро всему учился, а потом отправился в другие места узнавать новое. Я тогда расчувствовалась, что так всегда бывает, дети вырастают и уходят от родителей жить своей жизнью и Гошка тоже когда-то уйдет. Он тоже расплакался, сказал, что всегда будет со мной, я объяснила, что правильно, когда уходят и мы потом сидели, обнявшись и наслаждались тем, что пока вместе. Потом он этот мульт еще несколько раз смотрел, пока не принял того, что ему когда-то придется уйти.
При всем при этом Гоша – очень добрый мальчик, как отметил Андрей Романович, в нем нет ярости и злости, даже когда он на занятии выходит бороться. А ростом он вполне тянет на семилетку. В итоге получается большой, добрый, местами простоватый, который стремится делать что хочет, не особо вникая в правила игры, и которого непросто вывести из себя, при этом нечуткий, не умеющий со-чувствовать, и судящий о других по себе.
Когда Гоше было года два, Е.П. предложила показать его Елене Эмировне, специалисту по аутизму, как раз по причине эмоциональной невключенности. Показали, специалист сказала: «Расслабьтесь мамаша, вы еще больных детей не видели».
Так что выводы Андрея Романовича были вполне предсказуемы, Америки он не открыл. Гошка всегда был с этой особенностью. Теперь вопрос в том, что делать и… а надо ли вообще что-то делать. Его рекомендация: компьютер убрать, Гошку в сад на весь день, где другие дети и главное дисциплина, чтобы делал не то, что хочется, а то, что надо. Потому что до 7 лет все можно исправить, а потом только ломать.
И вот тут начинаются вопросы. Мои вопросы и мои уроки.
Если бы я не была на Аридиных расстановках, не увидела, как душа, порой весьма замысловатым образом получает опыт, если бы я не оказалась в реанимации и не была на пороге, когда одной ногой уже ТАМ где иные мерки, я бы стала все делать так, как сказал Андрей Романович. Но сейчас я понимаю, что он имеет четкое представление о норме «мальчик 5 лет», потому что у него сын – аутист и он много узнал о норме и ненорме просто, для того, чтобы вытянуть своего ребенка, он 12 лет занимается с мальчишками и повидал всякое, он получил педагогическое образование и научно изучал, что считается нормой. И он имеет четкое представление, как должен вести себя мой сын. И его рекомендации – это способ подогнать Гошку под эту норму.
Он, как и я ищет норму в прошлом, как раньше жили деревней и возрастные переходы считает важными. Но если мы родились сейчас в это время, где о переходах забыли, а люди из деревень перебираются в города, то в праве ли мы подгонять ребенка под ту, деревенскую норму?
Гошка пришел именно ко мне и именно тогда, когда я сама осознанно стала понимать, как это раньше было, и важность возрастных переходов, может ему нужна эта информация, потому что раньше, когда такая жизнь была данностью, он этого не ценил, не хотел поддерживать и рвался в город и теперь ему надо осознанно научиться это ценить? Т.е. набив шишек он сам пройдет переходы и будет стремиться стать тем мужиком, о котором говорил Андрей Романович?
Про нормы из педагогических учебников мы много размышляли в Культуре материнства, с кого писались эти нормы? С искусственников? С детей из детского сада? А почему это берется за норму?
Ему будет сложно в школе, и он не будет уметь работать в коллективе? Но опять же он выбрал родителей, которые склонны к семейному образованию. А я совершенно не умею работать в коллективе несмотря на то, что я была весьма чувствительной и впечатлительной девочкой, и ходила в положенные сад, школу, ВУЗ. При этом я не чувствую себя несчастной и одинокой, а вполне довольной жизнью, где еще столько нового и интересного, и ощущаю себя весьма востребованной. Сейчас жизнь не унифицирована и это здорово!
Почему вообще моего ребенка надо подгонять под какую-то норму? Может его задача – научиться чуткости и сочувствию? Поэтому он изначально с такими особенностями пришел именно к нам с мужем, к людям не сильно эмоциональным, где я довольно много времени провожу за компом, а муж вообще любитель игр. И Гошке надо набить шишек, чтобы самому осознать необходимость быть чутким, со-чувствовать, научиться ценить это и осознанно в себе развивать?
Да и необходимость отлучения от игр не столь очевидна. Спасибо okean_v_butylke за эту мысль. У взрослых в трудной ситуации есть куда сбежать: работа, алкоголь, наркотики, те же компьютерные игры… А что есть у ребенка, чтобы пережить трудные времена? Гошке-то досталось изрядно: мало того, что сестра родилась, так еще мама оказалась в больнице и ее не было 2 недели, дома все на ушах и все возятся с Таней, а спустя несколько дней после возвращения мамы из больницы, (и эти дни он меня видел еще нездоровой, а ребенку важно иметь здоровую маму) его увезли на месяц к бабушке. Даже с Гошкиной нервной системой это многовато. А ведь он души не чает в сестре, я не чувствую особых сложностей в общении с Гошей. Т.е. уход в игры ему действительно был нужен и в чем-то помог.
Ну и если я опасаюсь что компьютеромания навсегда, что он в итоге не заинтересуется внешним миром, значит, я не верю в божественность и правильность души, и что дети лучше всего ее чувствуют и все их «неправильные» действия направлены на оптимальное выживание с наименьшими потерями в неправильных условиях.
Как мудро заметила Марьяна: «Либо создай ему условия, чтобы Гоша сам захотел вернуться в реальность, либо, если сейчас на это нет сил, расслабься и отпусти ситуацию.
Сегодня муж встречается с Андреем Романовичем, чтобы мужик с мужиком поговорили по поводу мальчика, и после будем принимать решение. Пока в доме для всех мораторий на компьютерные игры. Я вижу прогресс у Гошки, он стал говорить не только об играх.
Как всегда дети – лучшие учителя и неделя получилась размышлятельной.
|
</> |