«Госдеп-2 РПЦ» и Церковь

топ 100 блогов mondios17.04.2012 Ну что... Посмотрел я передачу Госдеп-2 про РПЦ. Не знаю как другим, а мне совершенно не понравилось поведение и речи «представителей Церкви» — диакона Андрея Кураева и протоиерея Максима Козлова («представители» в кавычках, потому что, с моей точки зрения, они абсолютно не представляли реальной Церкви). Не понравилось с первой же фразы Кураева, в которой он задал стиль дальнейшего общения.

«Представители» паясничали, превращали все возражения в шутку и абсурд, пытались дискредитировать оппонентов по признаку «антицерковности» и «либеральности», видели в каждом вопросе подвох и желание опорочить Церковь, озадачивали собеседников, намекая на их двойные стандарты и нелепо разоблачая «пропаганду», хотя никакой пропаганды не было, и т.д. В результате они вообще не поняли, что именно от них хотят слышать умные и просвещенные люди, их современники, живущие в миру. Подчеркиваю: умные и просвещённые современники, а не враги с иного континента.

Мне понравились два выступления: журналиста Тихона Дзядко и Юрия Шевченко (сына), которые сказали важные вещи. Первый констатировал очевидный факт: общество и Церковь — это две параллельных железнодорожных полосы, пути которых расходятся всё больше и больше. Второй сказал то, чего не сказали представители Церкви: несмотря на все недостатки иерархии, несмотря на явную несправедливость и ложь, нам, простым верующим людям, больше некуда идти — мы пойдём в церковь, потому что как духовное сообщество она свята, и врата адова не одолеют её вовек. И это сказал человек, которого лишили двадцати миллионов за пыль.

Проблема, конечно, в том, что вокруг института Церкви (как организации МП) создаётся непроходимый вакуум, преодолеть который становится всё сложнее. «Представители Церкви» перестают осознавать происходящее вокруг и слышать в голосах людей, не одобряющих действий иерархии, не «внешнюю критику», а внутреннюю нужду. Так называемая либеральная интеллигенция ведь хочет одного: честности и правды. Мы наблюдаем попытку людей освободиться от советского прошлого, от авторитаризма и тотальной лжи, в атмосфере которой формировались поколения русского общества. Сегодня это очевидно каждому. Почему это не очевидно «представителям Церкви»? Почему на вопрос о том, позволительно ли священникам вести себя вопреки евангельской морали, они отвечают, что такого не бывает, и это пропаганда? Неужели сложно понять, что, назвав оппонента, для которого неприемлема ложь, врагом и пропагандистом, ты оказался в невыгодном положении перед истиной?

Честно сказать, мне было жалко отцов Кураева и Козлова: на их лицах читалось тягостное ощущение людей, попавших в логово к хищному зверю, будто бы их пригласили лишь ради того, чтобы, по атеистической традиции, припомнить им грехи инквизиции и обличить в том, чего они не делали. Я уверен, что при этом мнении остались они оба, и теперь, вероятно, в своем кругу обсуждают «несправедливость» либеральной пропаганды и «их методы».

Однако их позиция была изначально двусмысленной: непонятно было, пришли ли они защищать патриарха и его политику, руководствуясь так называемой «корпоративной этикой» (Кураев так и сказал: «грехи начальства не обсуждаю», а на вопрос, зачем пришел, не нашелся ничего лучшего, как ответить: «я не сам пришёл, меня пригласили»), или для того, чтобы говорить об истине, превосходящей человеческое измерение. Смешивание абсолютной истины, хранимой Церковью, с «корпоративной правдой», защищающей интересы ограниченных людей, которая по необходимости является правдой относительной, и есть то, что заводит «представителей Церкви» в тупик. Но это их личный тупик, тупик их сознания, а не проблема общества.

Что в данном случае можно противопоставить этой неуклюжей позиции, результатом которой является всё большее отчуждение нормального общества от Церкви?

Во-первых, я думаю, противопоставить можно только евангельскую истину, предполагающую отказ от собственной правды. «Никто не может быть моим учеником, если не откажется от матери, и чад, и близких ради Меня и Евангелия», говорит Христос. Отказ от близких ради Евангелия, если его понимать в широком смысле, предполагает способность ясно и открыто отказываться от любых взглядов, любых отношений, любых «этик» и любых «правд» во имя Евангелия и его единственной правды. Божественная правда не нуждается в наших оправданиях. Христа и Его Церковь не надо ни от кого «защищать»: любой человек как творение Божие интуитивно и по природе склоняется перед причиной и смыслом его бытия. Именно поэтому во Христе нет «либерала» и «консерватора», нет «свободного» и «раба», — потому что истина освобождает сущих в узах и разрушает оковы греха и искажённой реальности, созданной нашим воображением.

Во-вторых, говорить с людьми надо так, чтобы они чувствовали, что их понимают и уважают как личностей. Разговор в формате «враги Церкви», «пропаганда» «либерализм» и т.п. — заведомо ложен, порочен и антицерковен по своей сути. Церковь так устроена, что ни один человек в принципе не может быть ей противоположен, противопоставлен: Церкви противоположен только грех и зло, а не люди. Когда ты видишь в собеседнике человека, ищущего истину — которую Церковь уже содержит equivoce (по принципу эквивокации), — твоя задача состоит в том, чтобы перевести эту истину в разряд univoce (существующего по принципу унивокации), то есть, проще говоря, чтобы сказываемое лишь по звучанию приходило в соответствие со сказываемым по смыслу.

В-третьих, надо кристально ясно представлять себе главное: нельзя ни при каких обстоятельствах оправдывать и покрывать (скрывать, забалтывать) грех. Грех противоречит природе Церкви: он ей чужд по своему существу. Кто бы ни совершал грех — пусть это будет патриарх или папа Римский — от этого грех не перестаёт быть грехом и не перестаёт осуждаться Церковью. В данном Церковь, как сообщество верующих, в лице своих «представителей» должна ясно засвидетельствовать то, что является её определяющим сущностным признаком: она не принимает грех, не оправдывает его и не намеревается изменять самой себе ни в чём. Далее идёт выражение личной позиции по конкретному случаю: мы не знаем, что имел в виду святейший патриарх и почему он совершил то, что совершил (ложь о часах, скандальное поведение с квартирой, неприемлемое отторжение критики с попыткой сделать вид, что речь идет не о нем и его поступках, а о «нападках плохих людей» на Церковь и т.д.). Если это правда, то его грех не может быть оправдан никакой корпоративной этикой, и за это он ответит перед Богом и Церковью.

В-четвертых, мне кажется, что нынешняя критика в адрес церковных структур — это глубоко положительное явление, свидетельствующее о том, что в людях начинает что-то меняться в лучшую сторону. Людей уже не удовлетворяет средневековый ложно-патетический пафос Чаплина, безумно вещающего о «необходимой» роскоши иерархии и проч., который основывается на модели вертикальных (по сути авторитарных) отношений «власти» и «народа», копируемых и в церковной среде. Не устраивает это и нашу Церковь. Христианские ценности никогда не потеряют своей актуальности и при любом общественном устройстве они будут светильником горящим, утверждённым высоко на свещнице и видимым миру до скончания века. И тогда священникам не надо будет вести себя как клоунам, приспосабливаться к мнениям мира и по-щенячьи смотреть в рот журналистам, боясь услышать очередную «хулу» в свой адрес.

Надо учиться осознавать, что Церковь — это закваска мира, преображающая его изнутри, а не извне: и насколько более осмысленной и церковной будет позиция верующего, настолько ниже мир будет склоняться перед преображающей тайной Креста и Воскресения. И насколько ниже будет склоняться верующий, обличая грех в самом себе и в своем собственном мирке (церковном, семейном, личном), настолько его голос будет возвышаться среди людей, приобретая, вопреки всем ожиданиям и прогнозам, авторитет в глазах самого «непримиримого» и самого «либерального» общества. Ведь через нисхождение, как поется в одном церковном тропаре, совершается наше восхождение к Богу.

PS Через неделю эта запись уйдёт под замок.«Госдеп-2 РПЦ» и Церковь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Слушайте, а вам когда-нибудь хотелось поменять свой ник в ЖЖ? Я смотрю, некоторые это делают, но причины у всех разные. Ну понятно, почему это сделала mrs_zizi - вышла замуж и из мисс превратилась в миссис. А вы меняли? И почему? А хотели бы? А на ...
Знакомая девушка Ася тут решила поплакаться мне на свою жизнь. Она беременна, второй триместр. Беременна от мужа, но до сих пор еще встречается с любовником, знакомым мужа по работе. Так вот. Говорит, что любовник к ней как-то охладел в последнее ...
На этой неделе ходили бесплатно и наняли множество волонтёров, которые объясняли как правильно пользоваться их сервисом, ведь тут оплата принимается исключительно по предъявлению смартфона, где надо установить приложения, через которое надо покупать поездки. Также говорят, что на ...
Один практикующий психиатр сообщил занятную идею: нормальность это то, что принимает или чем живёт большинство. То есть вполне может произойти такое, что если большинство будет шизофрениками, то начнут лечить тех, кто шизофренией не награждён от ...
Всем привет!))) В Краснодаре ацкая жара, спасаемся от неё в тени деревьев))) Юбка-шорты - Mexx Майка - хенд-мейд Сандали - Bershka Сумка - Zara Часы и очки - ...