рейтинг блогов

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

топ 100 блогов acer12005.02.2022 Обнаружил в сети прекрасный Эколого-географический атлас Республики Марий Эл. Спешу поделиться этим радостным открытием, хорошие и нужные карты в сети - на вес золота.

Там есть и этническая карта по типу как я делал Казахстан недавно:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

И карта с периодами основания НП, по типу того, что делал Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ hrecj

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

И - что меня безумно обрадовало - карта конфессиональная, где обозначены священные рощи народа мари!

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ


Я как раз собирался как-то картографически показать конфессиональную разницу между горными мари и луговыми - а тут и делать ничего не надо - все прекрасно видно.

На 2021 год в практически моно- национальном Горномарийском районе республики проживало порядка 21 тыс. человек и на них приходилось аж 19 православных храмов. Плюс 4 храма в соседнем русском городе Козьмодемьянске.

В то же время на обширной луговой стороне православные храмы привязаны к русскому населению. Скажем, в Новоторъяльском районе в 2010 году было 70% мари (11.5 тыс.) и 30% русских (4.7 тыс.) и всего 4 православных прихода.

Так вот. В районе всего 4 населенных пункта, где жило хотя бы 100 русских - и приходы расположены именно в них!

Церковь Вознесения Господня - пгт Новый Торъял - 3086 русских, 46% - относительное большинство
Церковь св. апостола Иоанна Богослова - село Масканур - 180 русских, 51.6% - абсолютное большинство
Церковь св. Андрея Критского - деревня Елембаево - 322 русских, 69% - абсолютное большинство
Церковь Рождества Христова - село Пектубаево - 357 русских, 27.2% - тут еще 820 марийцев.

Всего в этих 4 НП проживало 3945 русских или 85% от всех русских района. Оставшиеся 15% - это в основном жители более мелких деревень в непосредственной близости от вышеперечисленных. То есть у русского меньшинства районе практически стопроцентный охват. 4 прихода на 4 тыс. человек.

В то же время в двух моно- марийских СП на востоке района храмов нет:
Староторъяльское СП - 2110 мари, 96.7%
Чуксолинское СП - 3056 мари, 91.4%
Зато посмотрите на карту - сколько там священных рощ.

На самом деле есть и храмы и в моно- марийских НП на луговой стороне, но не в ядровом их центре вокруг 3 районов (Сернурский, Куженерский, Новоторъялский), а на отделенном лесными массивами юго-востоке, вдоль границы с Татарстаном. В первую очередь - в Волжском районе. Это места где на рубеже 19-20 вв. была активная миссия школы Николая Ильминского.

Скажем, есть в Марий Эл и приход, где служат в том числе на удмуртском языке - в Церкви Пресвятой Троицы села Мамсинер Карлыганского СП Мари-Турекского района. Тут в СП 770 удмуртов из 2880 - то есть заметные 27%. В Карлыгане родился в 1857 году Кузьма Андреев - известный удмуртский просветитель, ученик Ильминского:

В 1881–1883 гг. основал школу, впоследствии преобразованную в знаменитую Карлыганскую центральную удмуртскую школу, ставшую образовательным и просветительным центром системы «христианского просвещения» Н. И. Ильминского в крае. Вел успешную миссионерскую работу среди удмуртского, марийского и татарского населения, способствовал открытию десятков школ в Вятской и Казанской губерниях.

То есть мы может в 2022 году видеть, как события далеких лет непосредственно влияют на современный нам конфессиональный ландшафт.

Давайте освежим в памяти расселение основных этносов:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

И для сравнения число приходов РПЦ по сельским поселениям:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Корреляция, как видно, замечательная. Жаль только, что нет отдельного цвета для горных мари на этнических картах республики для наглядности полной.

Где есть по карте приходов вопросы - там, если копнуть, есть объяснения. Скажем, в Кужмаринском СП Совеского района живет 3539 мари и 115 русских, но целых два храма, откуда и зачем?

Первый храм исторический в селе с говорящим названием Русский Кадам - деревня вымирающая, русских там 10 человек и 84 марийца, Но… случилось то, о чем и не мечтали. Летом 2016 года в марийскую глубинку из Москвы прибыл десант добровольцев-волонтеров, участников международного проекта «Общее дело», призванного возрождать деревянные храмы России. ...Разобрали завалы, осмотрелись: состояние тяжелое, но не все потеряно. Приняли решение спасти то, что еще возможно. С этой целью вернулись в Русский Кадам на следующий год. Законсервировали над передней частью храма кровлю и устроили алтарь. На пожертвование жителей Кадама приобрели и установили престол и жертвенник. Великим постом 2017 года настоятелем храма был назначен иерей Владимир Каплунов.

Второй храм - красивый новодел в полностью вымершем (0 жителей уже очень давно как) селе Неделька. Зачем построили? - популярный у йошкар-олинцев родник:

Источник Казанской иконы Божией Матери, что в местечке Неделька (Шабаши) Советского района, известен и любим православными давно. Здесь случались многие исцеления и поэтому перед праздником памяти образа Богородицы в ее лике Казанская здесь всегда бывает многолюдно.... В 40-х годах прошлого столетия храм в Недельке был закрыт и разобран... В 2008 году по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались работы по возведению нового храма. Почти три года ушло, чтобы поднять и оборудовать в поле (деревня после разрушения храма исчезла) деревянный красавец-храм.... И в наше время ежегодно 21 июля в Недельке настоящий праздник. Уже несколько лет проходит здесь Республиканский фестиваль духовной песни «Святой родник», на который съезжаются творческие коллективы со всех районов.

То есть оба храма казалось бы моно- национального СП - не про 3.5 тыс. марийцев, а про 115 русских.

---
Возвращаясь к горным мари стоит отметить, что они по иронии судьбы чуть ли не антиподы мари луговых.

В 16 веке горные мари - уже крещенный народ, активно участвовали во взятии Казани русскими войсками Ивана Горозного. Мари луговые - яростные язычники, значимая часть войска Казанского ханства. После падения Казани не смирились и еще поколениями воевали против русской власти, в потом часть народа совершила настоящий "великий трек" в лесные дебри северо-западной Башкирии, где жили в практической изоляции от русских до 20 века.

Горные мари - народ максимально компактный. Из 240 населенных пунктов Горномарийского района русскими или смешанными являются единичные села в паре СП возле Козьмодемьянска, в первую очередь Троицкий Посад. и даже заволжская часть горных мари ("лесные мари") в Килемарском районе сидят на очень компактной территории в устье заволжских рек республики.

Мари луговые, напротив, народ очень размазанный по территории, живет чересполосно с русскими, татарами, удмуртами, кряшенами Марий Эл, Кировской области, Татарии, а в Башкирии и вовсе формирует еще один суб- этнос, восточных мари.

В 21 веке горные мари - возможно самый православный народ России с такой плотностью сельских приходов. Причем, посмотрите, сколько новостроек культовых у них. Плотность повыше даже чувашской, кряшенской и мордовской, не говоря уже про расхристанных урбанизированных русских.

При этом среди чувашей, мордвы и даже кряшенов есть рудиментарное язычество, на Горной стороне Марий Эл же вообще нет кюсото, священных марийских рощ.

В то же время, мари луговые - "Последние язычники Европы", бастион традиционной веры, где даже учителя, врачи и инженеры Йошкар-Олы или Нефтекамска регулярно участвуют в религиозных обрядах в священных рощах своих родовых сел. Да, там есть очень значимый % реальных православных христиан, но он явно меньше половины народа, особенно в их ядровых зонах. Даже среди формально крещенных в большинстве распространено как минимум двоеверие.

Карта со священными рощами мари выше, а вот карта официально зарегистрированных РО марийской традиционной религии - их всего я нашел 12 штук в Марий Эл, 8 в Башкирии и 1 в Нижегородской области, но их география весьма красноречива:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

---

Ну, и раз уж мы говорим про Марий Эл, то на местных примерах разберем и то, как верующие поднимают из мерзости запустения храмы, восстанавливая подлинно Русский ландшафт России.

В старинном русском городке на Волге, Козьмодемьянске, проживает порядка 20 тыс. жителей. Русских тут только 65%, но горные мари, как мы только что убедились, народ не менее набожный, чем русские, так что можно смело брать все 20 тыс. как людей традиционно православной культуры.

После 70 лет советской власти в городе оставалось всего 4 не взорванных храма. 3 из них в 1990-е были переданы верующим - запущенные, без куполов... и восстановлены.

Православные Смоленский собор:
Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Троицкую церковь:
Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

...и еще старообрядческий храм Спаса Преображения - в дореволюционном купеческом богатом Козьмодемьянске была заметная община бородатых мужиков, крестящихся двумя перстами.
Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

С четвертным же сохранившимся храмом была проблема. Там с 1930-х располагался городской Пивоваренный завод. К 1980-х это уже было мерзкое запущенное уродливое разваливающееся нечто, "Балабановская Русь", но только в 1990-е завод окончательно развалился и обанкротился. 20 лет на видном высоком берегу теплоходы с туристами могли наблюдать такой вид:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Да, вы не ошиблись, это вид Тихвинской церкви, она же пивзавод, в 2009 году. В этом году храм, наконец, передали верующим и община начала его понемногу восстанавливать.

Давайте зафиксируем реальность. В городе 20 тыс. жителей. Он очень бедный и сокращающийся (с 25 тыс. на пике),в нем уже есть 3 действующих храма -большой собор в 400 метрах от этого и Троцкая церковь приближенная к западному Новому городу - кварталам советских пятиэтажек, где живет абсолютное большинство горожан.

То есть выгоды финансовой РПЦ и верующим НИКАКОЙ от этого храма. Выгода только светским властям, так как от еще одного красивого храма вместо руин завода в центре города повышается туристическая привлекательность города. И к 2021 уже вот так:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Глядя на храм в 2022 году трудно поверить, что еще недавно он был развалившимся промышленным цехом.

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

С 2019 года уже даже литургии внутри служат, как только это стало возможным по соображениям банальной безопасности.

А что в сельской местности? А там тоже самое - восстанавливают даже совсем, казалось бы, безнадежные объекты.

В селе Покровское Троицко-Посадского СП в 2020 году жило 56 человек и на берегу широкой водохратительной Волги стояли руины Покровской церкви. Вот вид от 2013 года:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Уже к 2016 году сохранившийся объем храма восстановили:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Да, обратите внимание -буквально тут же и сам Троицкий Посад с 550 жителями и действующей Троицкой церковью. Так что и тут выгоды финансовой РПЦ и верующим НИКАКОЙ от восстановления Покровского храма.

Выгода опять же всему району, ибо община не остановилась и не только восстановила колокольню, но и построила целый стилизованный комплекс на базе Покровской церкви. Сейчас проплывающие теплоходы видят вместо руины на берегу вот такое:

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

В общем, классика современной России. РПЦ и неравнодушные верующие находят ресурсы и на месте умирающей мерзости запустения начинается понемногу движуха.

ВТОРОЙ ШАНС
Не одно десятилетие тихо угасало Покровское, оказавшееся на окраине района и отрезанное от центра бездорожьем. Впрочем, для российской глубинки это вполне привычное явление: в любой области, республике найдется немало заброшенных, а то вообще исчезнувших деревень.
Но в отличие от них, Покровское, похоже, получило второй шанс. Возможно, не столь большой и явный шанс, а всего лишь некая зацепочка с перспективой, как отмечают местные жители. И появилась она неожиданно. Благодаря возрождению храма.
...как в старые времена, храм возрождали всем миром на народные средства. В нескольких строках и не рассказать, скольких усилий стоило людям, чтобы поднять здесь не просто церковь, а храмовый комплекс – с колокольней и трапезной, домом священника и гостиницей для паломников, кстати, со всеми полагающимися благами цивилизации.
...И СЕЛО ОЖИЛО
Удивительна все-таки история веры: разрушали церкви отцы, а восстанавливают их дети и внуки, воспитанные в советское атеистическое время. И оказывается, что они не только возводят стены храмов, устанавливают купола и колокола, прокладывают дороги для крестных ходов, но и возвращают к жизни забытые, но некогда дорогие места.
- Как стал обустраиваться храм, так в селе оживление появилось, - продолжает Валентина Багрова. – Вот наша улица уже вся застроена, люди покупают дома, ремонтируют или строят новые. И на той горе тоже. Мы даже не знаем, православные они или не православные – не все приходят в храм, но радует, что в селе появилось много людей.


---

Красивый храм - это +80 к живописности местности, что людьми всегда ценится. Обладатели особняков где-нить в горной Италии могут на 100% состоять из мусульманских шейхов или российских медиа-евреев, но их вклад в экономику страны обеспечен крестами на колокольнях тысяч живописных католических церквей налепленных буквально везде.

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Если бы вместо них были бы как в России 1980-х десятки тысяч руинированных остовов, обжитых бомжами, наркоманами и собаками - то ни один бы иностранец там недвижимость не купил, да и местные бы разбегались.

Православные верующие не только возрождают свои поруганные святыни и стоят тысячами новые монастыри и храмы - но и тем самым повышают привлекательность местности. И для туризма, и для инвестиций в недвижимость. Где незначительно, а где и заметно. Это работает где угодно, от жаркого юга до сурового Урала.

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Горные мари и луговые мари и про экономику РПЦ

Именно поэтому и нужна госпрограмма, чтобы в сжатые сроки полностью закрыть эту проблему руинированной заброшенной "Балабановской Руси", восстановить наследие и развиваться дальше.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Модель: Элия Ка (Eliya Ca) @eliya_ca Фотограф: Matthieu Sonnet @matthieu_sonnet За окном: Париж, Франция Eliya Ca / Элия Ка фотограф Matthieu Sonnet Too Much Too Late | Yume Magazine *** * *** ...
Я пишу эти строчки, вернувшись из Кульневской церкви в Ильзескалнсе, где 2 августа, в день гибели героя 200 лет спустя битвы под Клястицами, была совершена торжественная Божественная литургия в сослужении Епископа Даугавпилсского Александра и духовенства Латвийской православной церкви. ...
Страна-дауншифтер - это которая уходит с работы, сдает свою квартиру и уезжает жить куда-нибудь в Таиланд? Интересно, Грефу кто-нибудь расскажет, что дауншифтинг - это вовсе не аустайдинг? http://www.exler.ru/blog/item/18394/ ...
Джузеппе Торнаторе, 1988 г.Это фильм — воспоминание о прошлом, о безвозвратно ушедшем, о юношеских грезах, о первой любви. Но это также и размышление о настоящем — о чувствах и переживаниях, сопровождающих человека на протяжении всей ...
Грустно. Да. Очень. В условиях пандемии выживает население тех стран, чьи правительства оперативно и резко закрыли границы, буквально приказали людям само изолироваться, помогают выживать в условиях неизбежного кризиса, отслеживая дисциплину карантина. В США за каждый истекший час на ...