Гори всё синим пламенем, или Иногда они всё-таки горят
luvida — 26.02.2023Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись...
Б. Пастернак
Несколько раз в ленте встретилась эта информация — про сожжённый
Н.В. Гоголем второй том «Мёртвых душ».
Но не один же он такой, подумалось, — внезапный и
противоречивый.
А кто ещё?
Ох, сколько их, оказывается, тех, кто психанул и швырнул в камин
свой шедевр...
Николай Васильевич Гоголь
Что произошло в ночь на 24 февраля 1852 года в Москве на
Никитском бульваре, где жил тогда Николай Васильевич, неизвестно,
но вот взял да и сжёг все черновики второго тома...
Наутро, конечно, пожалел, но... рукописи всё же иногда горят.
Во втором томе «Мёртвых душ» автор изложил свои религиозные
рассуждения.
Литераторы считают, что сожжённая рукопись Гоголя стала бы большим
вкладом в мировую литературу...
***
Александр Сергеевич Пушкин
Читая «Евгения Онегина», нельзя не заметить, что многие главы
состоят из отточий.
По разным причинам: автор не хотел рассказывать о чём-то из жизни
своих героев; отложил на потом; или просто передумал...
Но вот об одной из глав он сам написал на обороте последнего листка
повести «Метель»: «19 октября сожжена Х песнь».
Специалисты считают, что она содержала «очень острые характеристики
действовавших лиц европейской истории, включая и Александра I».
И это не единственная сожжённая гением вещь.
В начале 1820-х гг. Пушкин задумал поэму «Разбойники» в 4-х частях,
о чём он писал:
«Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок.
В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника,
закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись».
Через два года первая часть была закончена, но почему-то вдруг он
отказался от идеи и уничтожил все наброски следующих глав.
Из письма А. Бестужеву: «Разбойников я сжёг — и поделом».
Через некоторое время, однако, поэт восстановил по памяти вторую
часть произведения — историю атамана и двух его наложниц, и
переработал в «Бахчисарайский фонтан».
***
Фёдор Михайлович Достоевский
В 1871 году перед возвращением в Россию из-за границы, опасаясь
таможенного досмотра, Достоевский сжёг чистые рукописи своих
произведений «Идиот», «Вечный муж» и первую редакцию «Бесов».
По счастью, часть архива жена писателя передала своей матери,
которая привезла их в Россию через несколько месяцев, и дома
оставались черновики...
Несколько раньше, в 1865 году Фёдор Михайлович сжёг объёмную
версию «Преступления и наказания», в которое повествование велось
от лица Раскольникова.
В феврале 1866 года Достоевский писал А. Врангелю:
«В конце ноября было много написано и готово; я все сжег;
теперь в этом можно признаться… Новая форма, новый план меня увлек,
и я начал сызнова».
***
Михаил Афанасьевич Булгаков
Он не раз и не два сжигал свои рукописи, называя печь своим
лучшим редактором.
В марте 1930 года в огонь полетел и первый вариант рукописи
«Мастера и Маргариты» и пьеса «Блаженство», — это произошло после
того, как Булгаков получил письмо Главреперткома о запрещении пьесы
«Мольер».
***
Анна Андреевна Ахматова
Ахматова уничтожала свои произведения по большей части из-за
постоянных обысков.
Часто бывало, что она зачитывала близким друзьям отрывки из своих
произведений и тут же бросала их в огонь.
Вот как писала об этом Лидия Чуковская:
«Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема»
тоже шепотом, а у себя в Фонтанном доме не решалась даже на шепот;
внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав мне глазами на
потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко
произносила что-нибудь светское: «хотите чаю?» или: «вы очень
загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала
мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей.
«Нынче такая ранняя осень», — громко говорила Анна Андреевна и,
чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей».
***
Борис Леонидович Пастернак
Пастернак никогда не хранил черновики и рукописи: если вещь не
удалась, она сразу сжигалась.
Так, к примеру, была отправлена в топку пьеса «На этом свете»,
написанная по заказу МХАТа, но жестоко раскритикованная.
Долгое время Пастернак писал роман под названием «Три имени»,
считая его важнейшим в своём творчестве. В 1921 году он зачитал
отрывки из романа своей будущей жене Е.В. Лурье, и они ей очень
понравились.
Однако, когда Пастернак расставался с Лурье в 1932 году, он сжёг
рукопись романа...
Информацию нашла на разных сайтах интернета.
|
</> |