Горе-творец / The Disaster Artist (2017)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Горе-творец / The Disaster Artist (2017) The Disaster Artist (2017) Created by James Franco, Starring James Franco, Dave Franco Горе-творец / The Disaster Artist (2017) The Disaster Artist (2017) Created by James Franco, Starring James Franco, Dave Franco](/images/main/gore-tvorec-the-disaster-artist-2017-fa6e37.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/13888/85446143/33981/33981_original.jpg)
Американская трагикомедия про двух друзей, которые сняли фильм «Комната», ставшим худшим фильмом всех времен. Это реальная история, которую описал в книге один из друзей.
На актерских курсах познакомились двое парней (стеснительный Грег Сестеро и эксцентричный Томми Вайсо), мечтающих о славе в Голливуде. Между ними завязывается дружба и они вместе едут в Лос Анджелес, чтобы строить свои актерские карьеры. Но время идет, а славы все нет (как и ролей). И тогда они решают снять свой фильм! Тем более, как оказалось, эксцентричный Вайсо не просто мечтатель, а очень богатый мечтатель, вообще-то даже миллионер. Вайсо пишет сценарий (про который его друг с честным взглядом говорит «мне нравится!»), покупает оборудование, нанимает съемочную группу и актеров и начинаются съемки шедевра. Только все не клеится: Вайсо ноет, саботирует съемки, задерживает, отменяет, переносит, устраивает истерики и всех третирует. И актером он оказался тоже препаршивым, и сценарий оказался бредовым. Кое-как съемки закончили и горе-картина попала в прокат (опять же за деньги Вайсо), где не просто провалилась, а была высмеяна теми немногими зрителями, которые на нее пришли (и большая их часть — это съемочная группа). Но спустя время этот фильм стал культовым как самый худший в мире и даже окупился.
В каком-то смысле мечта героев исполнилась: они попали в кино. Только не в качестве актеров, а в качестве героев фильма.
В большей степени, конечно, Горе-творец — это фильм про Томми Вайсо: человека с огромными амбициями, раздутым эго, грандиозными мечтами и полным отсутствием таланта, самоиронии и самокритики. Наглый, бесцеремонный, эгоцентричный, не считающийся ни с чьими интересам, не придерживающимся норм этикета, не признающим ничьих границ. Инфантильный, не умеющий сдерживать свои желания и эмоции, незамутненное «хочу». Но при этом с большими деньгами и детской мечтой стать актером, которая переросла в еще более глобальное желание — снять фильм, не имея никаких знаний, опыта и даже приблизительного представления о кинопроизводстве. И который нашел себе неожиданного соратника, такого же мечтателя о карьере актера.
И вроде бы Горе-творец о том, что нужно делать то, что приносит удовольствие, даже если у тебя получается плохо. Да только во время съемок фильма никто не получил удовольствия, даже сам Вайсо. То есть ни радости в процессе, ни хорошего результата в конце. И я вспомнила про другой фильм — «Меня зовут Долемайт», в котором очень похожая история: непрофессионал-мечтатель, который хотел снять свой фильм, нанял несколько профессионалов и своих друзей — и в процессе съемок все оторвались, сняли с юмором и огоньком и в итоге получили очереди в кинотеатрах на свой фильм (который тоже далеко не шедевр). Для них это была игра, авантюра, веселье и маленькое безумие и все получили удовольствие. А при съемках «Комнаты» был сплошной стресс и уныние. Все были на нервах, Вайсо всех прессовал, устраивал истерики, демонстрировал капризы и обиды, устанавливал нелепые правила. Все было просто для того, чтобы потешить эго одного бездарного богача.
И вроде бы Горе-творец про исполнение мечты и веру в себя, а я вот вижу просто бессмысленную трату денег (около 5 млн долл.!) на бездарный фильм. Человек, который идет к своей мечте работает в поте лица, учится, преодолевает препятствия, делает как можно лучше. И всего этого нет в главном герое. Он просто купил себе дорогую игрушку. Он капризничает, истерит, упрямится, делает назло — в общем, ведет себя ка 3х-летний ребенок. Ему, как ребенку, хочется сразу легкий результат, а если что-то не получается, любая трудность — так сразу игрушка плохая. Чтобы достичь своей мечты он вообще не хотел напрягаться — ни учиться, ни прислушиваться к советам, ни изучать фильмы. Он считал себя по умолчанию уникальным и гениальным. Здесь не было трудолюбия, преодоления преград, таланта, работы над собой. Здесь были большие деньги, детские капризы, избалованный бесталанный мужчина и треш на выходе. Фильм в итоге стал культовыми только потому, что признан самым худшим фильмом всех времен. И честно говоря, я не понимаю мысль, что «Комната» настолько ужасна, что даже прекрасна. Ужасна — это ужасна. Я, наверное, недостаточно посмотрела в жизни прекрасного, чтобы пресытиться. Уж лучше я посмотрю что-нибудь просто прекрасное, чем настолько ужасное, что прекрасное.
И вроде бы Горе-творец про дружбу, но Вайсо очень одинок, его никто не понимает и не принимает и даже с другом он не может получить те отношения, о которых мечтает. Но с другой стороны, он настолько зациклен на себе, настолько не видит людей вокруг себя, настолько приспосабливает этот мир под себя, не считаясь ни с кем, что в общем-то его одиночество закономерно. И он страдает, потому что не может понять и увидеть этих причин. Он ни разу не сделал ни шагу навстречу миру. Этот мир он просто покупает, даже своего друга (об этом напрямую в фильме не говорится, но почему-то мне кажется, что это так). В фильме друга показали таким преданным и поддерживающим, что он согласился сниматься в бесперспективном кино и оставался с Вайсо до конца, не смотря на его капризы, обиды, истерики и совершенно непрофессиональное поведение. Но фильм-то снят по книге, которую сам друг и написал. А я читала в интернете, что друг снимался за сумму, размер которой не разглашается (а в фильме об этом тактично умолчали).
В общем, фильм Горе-творец получился интересным и живым, местами забавным, местами грустным, но для меня очень неоднозначным из-за центрального персонажа.