"Горбатый", но не Запорожец. Москвич-444
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Это был один из самых загадочных автомобилей, созданных в СССР. С одной стороны, все мы хоть раз видели «Горбатый» ЗАЗ-965, а с другой, мало кто знает, что прототипом «Запорожца» была именно эта московская микролитражка.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-2e6256.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1922981/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d67db481700b3e2c6e5/scale_1200)
Говорят, задание на разработку этой машины на МЗМА было «спущено сверху». Мол, нужна небольшая дешевая машина, которой моли бы управлять, в том числе и люди с ограниченными физическими возможностями.
Разработка «Москвича», получившего индекс «444» началась в середине 1950-х, и на заводе от этой идеи были не в восторге, так как все силы были направлены на запуск производства нового седана «Москвич-402».
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-a54030.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1540250/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d7bdb481700b3e2c6e6/scale_1200)
Видимо, настроения инженеров отразились на внешнем виде передней панели машины, очень уж она угрюмая. Впрочем, в этом элементе оформления угадывается голландский «ДАФ-600».
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-e14ee2.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/916951/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9c3fee4f6d00b268f60c/scale_1200)
В целом, машинка напоминает собой скорее «ФИАТ-600», конструкцию которого, понятное дело, тоже изучали.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-69dfbb.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/27036/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9c68c47f7300b2a87a49/scale_1200)
Пластилиновый макет машины
Самый первый экспериментальный образец появился осенью 1957 года. Любопытно, что передняя подвеска у него была выполнена по фиатовскому принципу, она была независимой, упругим элементом являлась единственная поперечная рессора. Вот как подвеска выглядит на «ФИАТ-600».
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-7ee858.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40663/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9cc3c47f7300b2a87a4e/scale_1200)
Поначалу машина проходила испытания с мотоциклетным оппозитным двигателем объемом 650 см3, дававшего мощность в 17 л.с. Этой мощности явно не хватало, да и конструктивно мотоциклетный мотор автомобилю не очень-то подходил.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-fb8c51.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1866101/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9cdd7c2ce800afe22453/scale_1200)
Двигатель BMW Isetta,
Были даже попытки установить на «Москвич» двигатель М-102 от BMW Isetta, правда, в качестве временной меры, так как подобный оппозитник объемом 750 см3 пробовали создать на московском заводе. Но вскоре к созданию мотора подключилась НАМИ.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-e133f8.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/49107/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d05c9f0a300b375f47c/scale_1200)
Институт предложил свои варианты силовой установки, оба были четырёхцилиндровые, один привычный нам по «Запорожцу» V- образный двигатель, второй – оппозитный под индексом «965Г». Его можно увидеть вот на этой иллюстрации.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-ea7c53.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1880939/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9cfea88be900b964ae16/scale_1200)
Кстати, в НАМИ разработали и один из вариантов кузова для микролитражки, назывался он «НАМИ 059» и выглядел вот так.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-cb898f.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/60808/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d100b1fb500b33a920a/scale_1200)
Точно известно о пяти опытных экземплярах «Москвич – 444», которые успели собрать за время разработки. Машины немного отличались друг от друга дизайном, одна из них даже была представлена на ВДНХ.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-82aac5.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1945957/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d8c62cdb800b3b95c13/scale_1200)
Ни одна из этих пяти машин, насколько мне известно, до наших дней не сохранилась. Недавно в интернете появилось вот это фото, породившее легенду о том, что якобы где-то один из «Москвичей» был найден и отреставрирован.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-0d4863.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1648379/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d2347813d00b35b0fc8/scale_1200)
К сожалению это миф, а фото является очень качественным монтажом, здесь, безусловно респект таланту дизайнера, так воссоздавшего машину хотя бы в виртуальном виде.
В 1959 году работы над этим проектом в Москве были закончены, вся документация и наработки переданы в Запорожье, где впоследствии началось производство этой машины уже под названием «Запорожец».
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-4c88d1.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1591747/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d2f7c77b000b28b93d5/scale_1200)
Кстати, если приглядеться вот к этому фото, то можно увидеть уже это название, выполненное еще в виде отдельных букв, причем, с мягким знаком, по-украински.
![Горбатый, но не Запорожец. Москвич-444](/images/main/gorbatiy-no-ne-zaporojec-moskvich-444-e5a6bc.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1945957/pub_5caf9b54ddae5a00b30d1e08_5caf9d41db481700b3e2c6e4/scale_1200)
Есть мнение, будто название «подсказал» Н.С.Хрущев, занимавший тогда самую высокую должность в стране. Так это было или нет, кто теперь знает… Oldtimer
|
</> |