«Гоп, куме, не журысь, туды-сюды повернысь!»
koparev — 09.05.2024Русский писатель Константин Паустовский, хотя и вел род от малоросского казацкого гетмана Сагайдачного, "украинских" националистов ненавидел всеми фибрами своей души. Вот, что он писал про петлюровцев (предтеч бандеровцев), которых воочию лицезрел в Киеве. Националисты Киевщины выглядят и ведут себя так же и сегодня:
"Коня покрывала голубая попона, обшитая желтой каймой. На Петлюре же был защитный жупан на вате. Единственное украшение — кривая запорожская сабля, взятая, очевидно, из музея,- била его по ляжкам. Щирые "украинцы" с благоговением взирали на эту казацкую «шаблюку», на бледного припухлого Петлюру и на гайдамаков, что гарцевали позади Петлюры на косматых коняшках.
Гайдамаки с длинными синевато-черными чубами — оселедцами — на бритых головах (чубы эти свешивались из-под папах) напоминали мне детство и киевский театр. Там такие же гайдамаки с подведенными синькой глазами залихватски откалывали гопак. «Гоп, куме, не журысь, туды-сюды повернысь!»
Петлюра пытался возродить слащавую "окраину". Но ничего из этого, конечно, не вышло.
Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что "украина" будет объявлена одним из департаментов Франции и для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре или что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д’Арк, вошла на белом коне во главе своего бесшабашного войска в город Прилуки, где и объявила себя "украинской" императрицей.
Особенно веселило киевлян то обстоятельство, что в первые дни петлюровской власти опереточные гайдамаки ходили по Крещатику со стремянками, влезали на них, снимали все русские вывески и вешали вместо них галицийские.
Петлюра привез с собой так называемый "галицийську мову" — довольно тяжеловесную и полную заимствований из соседних языков.
При Петлюре все казалось нарочитым — и гайдамаки, и язык, и вся его политика, и сивоусые громадяне-шовинисты, что выползли в огромном количестве из пыльных нор, и деньги,- все, вплоть до анекдотических отчетов Директории перед народом.
Власть киевской Директории и Петлюры выглядела провинциально.
Некогда блестящий Киев превратился в увеличенную Шполу или Миргород с их казенными присутствиями и заседавшими в них Довгочхунами.
Все в городе было устроено под старосветскую Малороссию, вплоть до ларька с пряниками под вывеской «О це Тарас с Полтавщины». Длинноусый Тарас был так важен и на нем топорщилась и пылала яркой вышивкой такая белоснежная рубаха, что не каждый отваживался покупать у этого оперного персонажа "жамки" и "мэд"".
|
</> |