Голос


Нет, это не про оскотинившийся бывший хороший конкурс на ТВ. Это про голоса прежнего.
Писал уже про питерскую речь из до революции, которую мне довелось услышать от пары старушек, и которой теперь нет в принципе. Это малозаметное грассирование, эти странные интонации, явно на что-то намекающие, но я уже не умею понять на что, эта поставленная речь и поставленные голоса как с театральной сцены.
Мне важны голоса. Густые, крепкие, выдержанные. И неторопливая речь, глубокие интонации, все эти забытые окончания прилагательных. Неожиданная твёрдость согласной и мягкость гласной...
Нет, я не стану бубнить, что нынешние совсем дурны и всё ужасно кругом. И на радио, и в телевизоре. Даже на улице шум голосов не тот. Особенно визгливые возвышения голосов девчонок и девушек. Это-то откуда? Из английского, где фраза всегда заканчивает разговор с визгливыми высокими интонациями?
Изменился темп и ритм, что неизбежно. Изменилось отношение к речи. Пока актер в старом радиоспектакле произносит одну реплику – нынешний успеет целый рэп-монолог и крутануть сальто два раза. Публика требует скорости и аттракционов.
Просто хорошо, что остались эти давние записи. Пусть даже я один это слушаю и балдею от голосов. И нафиг ваши любимые ролики из Ютуба. Читать и вправду приятнее...
И между прочем стал замечать: нас заполняет местечковый говор - не только в устной речи, но и на письме.
Слушаешь интервью какой-нибудь молодой актрисы, и слышишь совершенно непереносимый для уха подзаборный сельский говор в нос. Село из Галиции не только Украину захватило, оно и у нас размножается.
Мне просто интересно: актеров сейчас сценречи вообще не учат? И в принципе, учат хоть чему-то?
Или сразу из-за прилавка ларька в звёзды берут?
Минимум, треть ленты уже пишет "пришёл со школы", "с одного места узнал".
Когда я учился в школе и в институте при кровавой тирании совка, даже последний двоечник - во всяком случае, в Москве и в Ленинграде - говорил "из школы" и "из одного места".
Печаль...
***
Но есть Голос из глубин даже не памяти, глубин тебя. У всех же в ушах звучит мамин голос — Ты куда без шапки? Мороз же. Надень шапку. И причины звучали разные: менингит подхватишь или волосы выпадут. Мне доставалась фраза именно про волосы — у меня была роскошная шевелюра тогда. И вот волосы реально меня покинули! Только я точно знаю, что не от мороза, а от изобилия тестостерона ))
А сегодня с возрастом многие чувствуют себя глупыми — из глубин нашего естества рвётся стон к ребёнку — Шапку надень, мороз же! Я же знаю, что это бессмысленно, что глупо. Но оно как-то помимо нас. Из глубин организма. «Куда без шапки?».
И открытие моё таково. У нас есть особенный ген. Даже не ген, а так, генчик. Он спящий. Пробуждается, активируется после тридцати. А то и после сорока. Это «ген шапки». Ген родительской тревоги. Ген потешного бормотания.
Ты ничего с собой поделать не можешь. Ген шапки сильнее тебя. И ты кричишь вслед убегающим детям, но они лишь смеются. А у тебя именно тот Голос, голос из прошлого. С нужными придыханиями и интонациями. Поставленный бабушками и прабабушками. Жительницами допетровской Руси. «Куда без шапки?».
Однако ты знаешь точно: наступит миг, и в твоих нахальных детях проснется «ген шапки», они будут так же кричать «Шапку надень!» и так же будут себе удивляться: откуда это вообще?
Генетическая вязь поколений таки работает! ))