«Голож​**ые варвары», расизм и персоязычный мир.

топ 100 блогов augean_stables24.05.2024 Как конструировалась иранская идентичность. Часть 1

«Голож​**ые варвары», расизм и персоязычный мир.
The Entertainers by Franz Kosler, 1898

В связи с гибелью президента Ибрахима Раиси тема Ирана вернулась в публичное пространство, и ряд каналов репостнул нашу краткую заметку о некоторых элементах иранской идентичности. Здесь хочу немного подробнее раскрыть как она формировалась.

У постколониальных наций есть одно свойство: очень часто их идентичность формируется чужими руками. В случае Ирана очень сильно постарались европейские этнографы, историки, антропологи и востоковеды, чье влияние в XIX и XX веках обычно суммируется под словом «ориентализм». Содержание иранской идентичности определил расизм западных интеллектуалов (в большинстве французских) как Жозеф Артюр де Гобино, Анкетиль Дюперрон, сэр Уильям Джонс и Эрнест Ренан.

Они стали авторами и пропагандистами идеи «арийства», в рамках которого предполагалось существование далекого общего предка современных европейских наций/народов. Иран попал в их число. Правда с Ираном не все так просто: по мнению некоторых западных учёных как Ренан нашествие арабов нанесло существенный урон иранскому арийству, разбавив «чистую кровь» индоариев семитской, что стало причиной их деградации.

В целом, именно западные мыслители сделали ключевой вклад в развитие иранской национальной идентичности, в основе которой лежат две вещи:

◾️ Иранцы не имеют ничего общего с этнической и религиозной традицией семитов (евреев и арабов). Иранцы — кровные братья европейцев, по духу и по крови

◾️ Арабы — главные виновники упадка персидской цивилизации

Это наследие творчески переработали два иранских интеллектуала каджарской эпохи (1795—1925): Мирза Фатх Али Ахунзаде и Мирза Ага Хан Кермани. Они довели влияние европейского расизма до предела: арабы приняли образ хтонического зла, на которого возложили вину за плачевное состояние персидской цивилизации. Чтобы понять всю степень ненависти к арабам, приведу краткий отрывок одной из книг Кермани:

“Голожопые варвары, голодные оборванцы и так далее. Я плюю на них…нагие разбойники, бездомные пожиратели ящериц…самые злые и уродливые из людей, самые злобные чудовища… черномазые воры, восседающие на своих верблюдах; они — хуже животных; бесстыдные и нахальные”.

Вот такими, откровенно расистскими и шовинистическими эпитетами награждали арабов прозападные иранские интеллектуалы, которые выросли на трудах европейских ориенталистов. Они же внесли в процесс формирования иранской идентичности другой важный элемент: персидский язык, на который с их подачи упал центр тяжести конструирования иранской нации.


Mohammadpour, A. (2024). Persian orientalism: Raciolinguistic ideologies and the construction of ‘Iranianness’. Nations and Nationalism, 30(2), 356-375.

#кратко


Politicanimalis


Продолжение ⬇️
«Голожопые варвары», расизм и персоязычный мир. Как конструировалась иранская идентичность. Часть 2


Кермани и Ахунзаде передали эстафету новому поколению иранских националистов как Хасан Тагизаде и другие, которые по приглашению немцев переехали в Берлин в 1916 году и работали над антибританской и антироссийской пропагандой, издавая журнал под названием «Каве». Эта группа получила название «Берлинский кружок». Они занимались тем, чем занимались их предшественники: поливанием грязью арабов, пением дифирамбов богатой персидской культуре, которую погубили семиты и восхвалением Запада, в частности Германии.

Однако была одна особенность: Тагизаде и его команда не просто восхищались Западом, они предоставили идеологическое обоснование авторитарной модернизации (вестернизации), которую проводил в Иране монарх Реза Шах, основатель династии Пехлеви.

В 1922 журнал «Каве» закрылся. Вместо него появился «Ираншахр». Его главное достижение: творческое осмысление ислама, где шиизм получил этническую окраску, как истинно иранская форма ислама, которая противопоставляется арабской — суннизму. Эта наработка отчасти легла в официальную идеологию современного Ирана.

Некоторые авторы этого журнала предлагали совсем дикие идеи в духе нацизма: они утверждали, что необходимо очистить территорию Ирана от пришельцев-арабов и тюрков, которые пришли сюда во время нашествия арабов и монголов. Грубо говоря, они призывали к этническим чисткам, а за вдохновением и примером рекомендовали обратиться к турецким коллегам и их опыту геноцида армян в 1917 году.

Далее, перед Исламской революцией и после ряд интеллектуалов как Али Шариати и Дариуш Шейган проповедовали что-то вроде «возврата к корням» в духе критики евроцентризма, опираясь на другого иранского интеллектуала Джалала але-Ахмада, придумавшего термин «отравление Западом».

Заключительным этапом в формировании иранской национальной идентичности стала разработка спорной концепции «Персоязычного мира» (Persianate world). Ее ключевая идея заключалась в переосмыслении привычных границ персидской цивилизации, в орбиту которой предлагалось теперь включить не только Иран в текущих границах, но и огромное число народов и государств, где утвердился персидский язык, или его диалекты. Таким образом, Иран получал легитимное право на нечто вроде зоны влияния в этих странах и аргумент в пользу лингвистической унификации у таких народов как белуджи и курды (это болезненная тема в современном Иране в силу его полиязычности). Забавно, что её придумали не иранцы, а западный историк Маршалл Ходжсон.

В общем, что стоит сказать в заключение: иранская нация — это плод усилий западных ученых и интеллектуалов, на основе трудов которых иранцы уже смастерили свою национальную идентичность. Даже поздние работы вроде трудов интеллектуала Али Шариати, который пытался сочетать ислам с марксизмом, в основном черпают вдохновение из западной традиции.

Другой ключевой элемент — это образ «Другого», который иранцам опять же подарили европейцы: арабы и иногда турки и монголы. В основе этого образа лежит ненависть и расизм. Иранцам был нужен этот образ, чтобы оправдать свое отставание от Запада и найти козла отпущения, на которого можно свалить вину. Чуть позже под влиянием «евроцентризма», исходящего от Запада, иранские интеллектуалы решили отвергнуть западный мир как модель для подражания и вместо арабов в качестве «Другого» идеологи Исламской революции выбрали евреев и американцев.


Mohammadpour, A. (2024). Persian orientalism: Raciolinguistic ideologies and the construction of ‘Iranianness’. Nations and Nationalism, 30(2), 356-375.

#кратко


Politicanimalis

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часть 2: ЛЮБОВНЫЙ ЭЛИКСИР (романтичесие рецепты) Лучшие романтические рецепты – Жгучие кубики или гаремные леденцы (Любовный элексир ) > о   =150 г свежего корня имбиря; > о  500 г сахара; > о  200 мл воды. Имбирь очистить и нарезать ломтиками толщиной 5-6 ...
С удовольствием читаю, что некую Галю Панину уделали на все 100% за вранье и коменты о «ватке» - так Панина называла тех, кто просил уточнить озвученную ею информацию. Галя служила пиарщицей в «Леруа Мерлен» - французской компании, торгующей товарами для дома и ремонта. Я человек ...
Аномалии весны этого года наконец нашли свое объяснение! Несколько астрофизических обсерваторий почти одновременно обнаружили, что оказывается спектр солнечного света начинает постепенно сдвигаться в сто- рону красных волн. В течение нескольких лет будет происходить постепенное смещение ...
Кто-то еще сомневается в теории Дарвина? Очень теплое фото... Как нам это знакомо... только сядь за комп, как тут бегут толпой... родственнички...))))) С детсва таранка, потом пиво... ...
Меньше всего собирался продолжать этот цикл.  Ну, однако, прошлое не покидает нас насовсем, по всей вероятности. Чем более явно видны сквозь тысячелетние пласты минувших эпох черты поразительного, захватывающего, невероятного времени колонии, чем яснее проступают эти контуры из ...