«Голож**ые варвары», расизм и персоязычный мир.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![«Голож**ые варвары», расизм и персоязычный мир. «Голож**ые варвары», расизм и персоязычный мир.](/images/main/golojie-varvari-rasizm-i-persoyazichniy-mir-52e7d0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/augean_stables/95979817/1803311/1803311_original.jpg)
The Entertainers by Franz Kosler, 1898
В связи с гибелью президента Ибрахима Раиси тема Ирана вернулась в публичное пространство, и ряд каналов репостнул нашу краткую заметку о некоторых элементах иранской идентичности. Здесь хочу немного подробнее раскрыть как она формировалась.
У постколониальных наций есть одно свойство: очень часто их идентичность формируется чужими руками. В случае Ирана очень сильно постарались европейские этнографы, историки, антропологи и востоковеды, чье влияние в XIX и XX веках обычно суммируется под словом «ориентализм». Содержание иранской идентичности определил расизм западных интеллектуалов (в большинстве французских) как Жозеф Артюр де Гобино, Анкетиль Дюперрон, сэр Уильям Джонс и Эрнест Ренан.
Они стали авторами и пропагандистами идеи «арийства», в рамках которого предполагалось существование далекого общего предка современных европейских наций/народов. Иран попал в их число. Правда с Ираном не все так просто: по мнению некоторых западных учёных как Ренан нашествие арабов нанесло существенный урон иранскому арийству, разбавив «чистую кровь» индоариев семитской, что стало причиной их деградации.
В целом, именно западные мыслители сделали ключевой вклад в развитие иранской национальной идентичности, в основе которой лежат две вещи:
◾️ Иранцы не имеют ничего общего с этнической и религиозной традицией семитов (евреев и арабов). Иранцы — кровные братья европейцев, по духу и по крови
◾️ Арабы — главные виновники упадка персидской цивилизации
Это наследие творчески переработали два иранских интеллектуала каджарской эпохи (1795—1925): Мирза Фатх Али Ахунзаде и Мирза Ага Хан Кермани. Они довели влияние европейского расизма до предела: арабы приняли образ хтонического зла, на которого возложили вину за плачевное состояние персидской цивилизации. Чтобы понять всю степень ненависти к арабам, приведу краткий отрывок одной из книг Кермани:
“Голожопые варвары, голодные оборванцы и так далее. Я плюю на них…нагие разбойники, бездомные пожиратели ящериц…самые злые и уродливые из людей, самые злобные чудовища… черномазые воры, восседающие на своих верблюдах; они — хуже животных; бесстыдные и нахальные”.
Вот такими, откровенно расистскими и шовинистическими эпитетами награждали арабов прозападные иранские интеллектуалы, которые выросли на трудах европейских ориенталистов. Они же внесли в процесс формирования иранской идентичности другой важный элемент: персидский язык, на который с их подачи упал центр тяжести конструирования иранской нации.
Mohammadpour, A. (2024). Persian orientalism: Raciolinguistic ideologies and the construction of ‘Iranianness’. Nations and Nationalism, 30(2), 356-375.
#кратко
Politicanimalis
Продолжение ⬇️
«Голожопые варвары», расизм и персоязычный мир. Как конструировалась иранская идентичность. Часть 2
Кермани и Ахунзаде передали эстафету новому поколению иранских националистов как Хасан Тагизаде и другие, которые по приглашению немцев переехали в Берлин в 1916 году и работали над антибританской и антироссийской пропагандой, издавая журнал под названием «Каве». Эта группа получила название «Берлинский кружок». Они занимались тем, чем занимались их предшественники: поливанием грязью арабов, пением дифирамбов богатой персидской культуре, которую погубили семиты и восхвалением Запада, в частности Германии.
Однако была одна особенность: Тагизаде и его команда не просто восхищались Западом, они предоставили идеологическое обоснование авторитарной модернизации (вестернизации), которую проводил в Иране монарх Реза Шах, основатель династии Пехлеви.
В 1922 журнал «Каве» закрылся. Вместо него появился «Ираншахр». Его главное достижение: творческое осмысление ислама, где шиизм получил этническую окраску, как истинно иранская форма ислама, которая противопоставляется арабской — суннизму. Эта наработка отчасти легла в официальную идеологию современного Ирана.
Некоторые авторы этого журнала предлагали совсем дикие идеи в духе нацизма: они утверждали, что необходимо очистить территорию Ирана от пришельцев-арабов и тюрков, которые пришли сюда во время нашествия арабов и монголов. Грубо говоря, они призывали к этническим чисткам, а за вдохновением и примером рекомендовали обратиться к турецким коллегам и их опыту геноцида армян в 1917 году.
Далее, перед Исламской революцией и после ряд интеллектуалов как Али Шариати и Дариуш Шейган проповедовали что-то вроде «возврата к корням» в духе критики евроцентризма, опираясь на другого иранского интеллектуала Джалала але-Ахмада, придумавшего термин «отравление Западом».
Заключительным этапом в формировании иранской национальной идентичности стала разработка спорной концепции «Персоязычного мира» (Persianate world). Ее ключевая идея заключалась в переосмыслении привычных границ персидской цивилизации, в орбиту которой предлагалось теперь включить не только Иран в текущих границах, но и огромное число народов и государств, где утвердился персидский язык, или его диалекты. Таким образом, Иран получал легитимное право на нечто вроде зоны влияния в этих странах и аргумент в пользу лингвистической унификации у таких народов как белуджи и курды (это болезненная тема в современном Иране в силу его полиязычности). Забавно, что её придумали не иранцы, а западный историк Маршалл Ходжсон.
В общем, что стоит сказать в заключение: иранская нация — это плод усилий западных ученых и интеллектуалов, на основе трудов которых иранцы уже смастерили свою национальную идентичность. Даже поздние работы вроде трудов интеллектуала Али Шариати, который пытался сочетать ислам с марксизмом, в основном черпают вдохновение из западной традиции.
Другой ключевой элемент — это образ «Другого», который иранцам опять же подарили европейцы: арабы и иногда турки и монголы. В основе этого образа лежит ненависть и расизм. Иранцам был нужен этот образ, чтобы оправдать свое отставание от Запада и найти козла отпущения, на которого можно свалить вину. Чуть позже под влиянием «евроцентризма», исходящего от Запада, иранские интеллектуалы решили отвергнуть западный мир как модель для подражания и вместо арабов в качестве «Другого» идеологи Исламской революции выбрали евреев и американцев.
Mohammadpour, A. (2024). Persian orientalism: Raciolinguistic ideologies and the construction of ‘Iranianness’. Nations and Nationalism, 30(2), 356-375.
#кратко
Politicanimalis