Голливудская пошлость
pegasoff — 20.08.2023 Когда меня спрашивают, зачем я смотрю столько фильмов, у меня есть много ответов. Например, очень интересно наблюдать, как менялись вкусы публики от десятилетия к десятилетию. Я как-то писал заметку о том, что в далёкие времена самым популярным и кассовым киножанром был мюзикл — немыслимая ситуация для сегодняшней киноиндустрии.Теперь же я изложу такой тезис, посмотрев около тысячи голливудских фильмов тридцатых-сороковых годов. Почти все голливудские мюзиклы, комедии, мелодрамы и драмы 30-х и 40-х годов рассказывают о жизни «высшего света», то есть богатеев и политиков, иногда с примесью кинозвёзд и европейской аристократии. Тогдашний Голливуд не снимал мюзиклы, комедии, мелодрамы и драмы про жизнь простых людей: фермеров, рабочих, интеллигенции, работников сферы услуг. Возможно, потому, что простым людям неинтересно было смотреть фильм про простых людей. Простые люди появлялись только в других жанрах: в военных, приключенческих и криминальных («пацан к успеху шёл») лентах — но эти фильмы, опять же, не рассказывали об обычной жизни простых людей. Сюда же относится и нуар: простые люди в непростой ситуации.
Получается, что во время Великой депрессии не снимали кино про Великую депрессию — про людей, которые от неё пострадали. И если Голливуд показывает жизнь хобо (странствующих безработных), так это потому, что главный герой из «высшего света» — он знаменитый режиссёр, который решил узнать на личном опыте, как живут хобо («Путешествие Салливана», 1941). Редким исключением из правила были, например, «Гроздья гнева» (1940) про обедневших фермеров — так создателей обвинили в коммунистической пропаганде, хотя поставил ленту яростный консерватор Джон Форд.
Вот вам типичный сюжет, увиденный намедни. Британский лорд женится на выскочке-американке. Он едет в командировку в США, а она — на отдых в Канны. Там она встречает знакомого американского бездельника-богатея. Их фотографируют вместе. Дальше она полфильма доказывает лорду, что между ними в Каннах ничего не было. Это правда, и лорд верит — хэппи-энд. Называется «Обратный прилив», 1934.
Зачем смотреть подобную пошлость? Для американского зрителя 30—40-х годов кино было передачей «За стеклом» и журналом «Караван историй». Он одним глазком мечтал взглянуть, как живут те, у кого есть большие деньги. И убедиться, что «богатые тоже плачут». Место действия — гигантские особняки с бесчисленными комнатами, вычурными интерьерами, с садом и бассейном. Главными героями оказывались богатые бездельники и никогда не работавшие домохозяйки. Крайне популярным поджанром стала «золушка»: певица, продавщица или секретарша (но не работница с завода) удачно выскакивает замуж и наслаждается «высшим светом».
Были ли зрители виноваты в том, что шли только на подобные сюжеты? Или же коварные продюсеры навязывали пошлость, не предлагая ничего взамен? Или же политиканы-лоббисты навязали Голливуду запрет на показ того, как на самом деле живут небогатые люди?
|
</> |