Голливуд: ложь с метастазами

В 1999 году доктор Кларк провел специальное исследование темы рака в голливудских фильмах. Из более чем 150 фильмов на медицинскую тему, выпущенных в период с 1939 по 1999, только 20 фильмов затрагивали тему онкологии.

В самом начале специального доклада доктор Кларк, говорит о том, что голливудские сценаристы предпочитают рак мозга, лейкимию, лимфому и на худой конец рак в терминальной стадии. Все это крайне редкие виды и состояния рака. А так же Кларк был удивлен возрастом больных.
«Такие редкие заболевания, как лейкемия и лимфома, показаны в 9 фильмах из 20», - пишет доктор Кларк, - «Да и возрастное распределение не соответствует действительности. В 50% случаев персонажам нет и 30 лет, в 75% их возраст меньше 40 лет ».
Свое исследование Кларк разбил на временные периоды. Для того, чтобы анализировать фильмы в духе их времени.
Фильмы, которые исследовал доктор Кларк:
Год выпуска | Название | Диагноз |
1939 | Победить темноту | опухоль головного мозга |
1948 | Акт убийства | опухоль головного мозга |
1950 | Кризис | опухоль головного мозга |
1958 | Кошка на раскаленной крыше | рак в терминальной стадии |
1970 | История любви | лейкемия |
1973 | Бей в барабан медленно | лимфома |
1979 | Обещания в темноте | остеогенная саркома |
1983 | Язык нежности | лимфома |
1983 | Силквуд | лейкемия |
1985 | Американские молнии | лейкемия |
1991 | Доктор | рак гортани |
1991 | Умереть молодым | лейкемия |
1992 | Знахарь | исследование рака / лимфома |
1993 | Моя жизнь | рак почки |
1996 | Феномен | опухоль головного мозга |
1997 | Благодетель | лейкемия |
1997 | Интенсивная терапия | рак молочной железы |
1998 | Истинные ценности | рак в терминальной стадии |
1998 | Гражданский иск | лейкемия |
1999 | Мачеха | рак в терминальной стадии |
Доктор осторожен в высказываниях и выводах, но печальная правда все равно пробивается сквозь сухие факты. В любом случае текст ниже - не построчный перевод, а гибрид американской толерантности и моей личной оценки.
1930-1955
Как поясняет доктор Кларк, в эти годы большой отпечаток на кинопродукцию наложила Великая Депрессия и Вторая Мировая Война. Рождаемость была низкой, кроме того жизнь в те времена была не простой. Поэтому сценаристы Голливуда ориентировались на взрослых, а не на подростков. Но в тоже время, старались не злоупотреблять плохими концовками.
Люди хотели забыть в кинотеатре о нищете, голоде и смерти. Им нужны были красивые и в тоже время реалистичные сказки, с многомерным сюжетом и двухсмысленными диалогами. Не простой заказ, если подумать. Отличный пример кино того времени - знаменитый фильм «Унесенные ветром».

С одной стороны драматичный, с другой - крайне жизнеутверждающий. Многомерность образов тоже присутствует. Герои развиваются, меняются и демонстрируют полный спектр эмоций и проблем. Но при этом великолепные наряды, красивая цветная картинка и мягкий уход от показа настоящей войны и ужаса голода.
Пикантный отпечаток накладывали требования морали. По утверждению доктора Кларка, в те года были ограничения на показ женской груди. И речь не идет об обнаженной груди. Даже кадр с грудью, затянутый корсетом, тщательно фиксировался. Количество таких сцен не должно было превышать 16 раз за фильм, по другим данным 21.
Поэтому фильмов о раке было снято всего три. Тема то не слишком позитивная. Зачем нервировать и так побитых жизнью людей? И во всех трех фильмах речь идет об опухоли мозга.
Доктор Кларк, предполагает, что сценаристы выбрали самый «чистый» вид рака. Он не связан с грудью или простатой, с брюшной полостью, мочеполовой системой или кишечником, с шрамами после операций – всем тем, что считалось тогда грязным и неприличным.
Например, в фильме «Победить темноту» по отношению к Бэтт Девис употребляются такие эпитеты как «мужественная» и «героическая». Аналогичное обсуждение рака кишки звучало бы вульгарно.
А шрамы после операции на голове главной героини не заметны. Если бы у неё был рак брюшной полости, то ей пришлось бы носить послеоперационный бандаж, что тоже смотрелось бы на экране неприемлемо.
1956-1969
И снова демография повлияла на кино. После Второй Мировой Войны случился «бэби-бум». Жизнь налаживалась и люди не боялись заводить детей.
И подростки времен «бэби-бума» стали основными потребителями кино. Их родители предпочитали смотреть телевизор дома. А юные американцы сделали кинотеатры своеобразной меккой. Место для свидания, клуб по интересам, последние ряды кинозала…
Молодежь хотела легкомысленные комедии и слезливые мелодрамы. Или кровавые боевики и детективы.
Но никак не рак.
Кто сможет целовать подружку под хрипы, умирающего от лейкемии?

Битники и хиппи использовали в своем творчестве тему смерти. «Live fast, die young» - лозунг тех лет. Но речь шла не о раке, как вы понимаете.
Даже фильмы на медицинскую тему стали снимать меньше. А если и снимали, то с мощной мелодраматической линией. Романтика между врачом и пациентом, классика тех времен.
В те времена на экраны впервые прорвалось насилие и секс. Сексуальная революция, как никак. «Бонни и Клайд», «Полуночный ковбой», «Таксист» отличные примеры.
«Кошка на раскаленной крышке» с её раковой темой появилась только потому, что пьесу написал великий Теннеси Уильямс. Пьеса отлично прошла на Бродвее, прежде чем Элизабет Тейлор, Пол Ньюман и Джудит Андерсон воплотили её в кино.
70-е
На кино 70-х повлияла война во Вьетнаме. Это было время культурной и социальной революции.
Многие образы пересматривались, и это коснулось и фильмов с медицинской темой. Если раньше врачей показывали как солидных, добропорядочных людей, то в фильмах 70-х по «богатеньким» белым халатам проехались по полной.

В знаменитом сериале «M.A.S.H.» или черной комедии «Больница» врачи показаны вульгарными, сексуально-озабоченными алкоголиками, не признающими авторитетов.
Но рак, не смотря на смелость в других областях, все равно показывают крайне осторожно. Минимум подробностей, больше мелодраматичных моментов.
В двух фильмах «Бей в барабан медленно» и «История любви» лейкемия показана смертельной болезнью, и в тоже время сам процесс смерти на экране не показывается.
Кроме того, так же не показываются симптомы, диагностика, реальные прогнозы и методы лечения.
Это просто смертельно, как будто настаивают сценаристы, так зачем подробности мучений?
Однако, «Обещания в темноте» снято не по шаблону.
Во-первых, врача играет женщина. Впервые за 40 лет голливудского кинематографа. Во-вторых, в фильме она подбирает методы лечения из национальной базы данных для своего пациента. В-третьих, диагноз, прогноз и лечение строго указаны. В-четвертых, на экране показывают смерть.
Такая реалистичность фильма, как предполагает доктор Кларк, связана с правительственным заказом. В 1971 году была основана национальная база данных онкологии. Именно её использует в фильме главная героиня для подбора лечения.
80-е
Три фильма о раке увидели зрители в 80-х. Первый, «Язык нежности», рассказывает нам о смерти от лимфомы. В этом фильме, впервые на экране показали этическую проблему обезболивающих.
Как принято в Голливуде, он заканчивается смертью ракового больного. Врач отключает аппарат жизнеобеспечения, чтобы остановить страдания пациента.
«Силквуд» снят по реальным событиям и затрагивает не столько сам рак, а скорее то, что его вызвало по сюжету - радиацию.

«Гражданский иск» опять же снят по реальным событиям, и повествует о резко возросшем уровне лейкимии в одном из городов. Рак в это фильме вызван токсичными отходами.
«Силквуд» и «Гражданский иск» эксплотируют тему рака, для того чтобы достичь максимлаьно драматического эффекта. Пострадавшие, выглядят еще более обреченными, главные злодеи еще более злыми.
Но основная тема этих фильмов – грязная окружающая среда, вызывающая болезнь и смерть. Таким образом, за счет онкологических болных, проталкиваются интересы экологических движений.
Я считаю, что именно в 80-х сценаристы наконец-то поняли, как использовать рак на экранах.
90-е
Поколение «бэби-бума» выросло и даже обзавелось внуками. И фильмов о раке стали снимать больше. На экране начали демонстрировать последствия химотерапии, употребляя такие слова как «яд» и «травить».
Что интересно, с физиологической точки зрения это пошло на пользу онкологическим пациентам. Насмотревшись ужасов в кино, они легче переносили реальные последствия химиотерапии.
Но с другой стороны, таким пациентам требовалась психологическая помощь в гораздо большом объме, чем раньше.
Люди ждали страшных мучений и были уверены, что умрут.

Фильмы про рак демонстрировали молодых и красивых людей, мучительно проигрывающих болезни. Голливуд определенно все еще был далек от показа реальной статистики.
«Чистые» виды рака никуда не делись. Все тот же старый-добрый рак мозга, лейкемия и лимфома. Добавился рак почки, рак молочной железы и рак гортани. Но снова никакого кишечника или простаты. И никакого рака легких. Еще бы, ведь это задело бы интересы табачных компаний. Поэтому даже в фильмах про рак, герои наслаждались сигаретами.
Еще одна ловушка голливудских фильмов, альтернативное лечение. Например, в нашумевшем фильме «Моя жизнь» главный герой идет к шаману, после того как методы традиционной медицины себя не оправдали. Акценты смещаются в не положительную для науки сторону.
Кроме того, в фильмах 90-х часто демонстрировали проблемы существующей системы здравоохранения. Снова онкологических больных использовали в качестве паровоза для социальных инициатив.
Тогда же, в 90-е устоялись определенные стандарты для раковых фильмов. Например, знаменитая Рождественская сцена. Она повторяется из фильма в фильм. Вся семья собирается, чтобы попрощаться с умирающим от рака родственником. Happy Merry Christmas!
Какие выводы сделал доктор Кларк? И сказал ли он всю правду?
Заключение доктора Кларка звучит так:
«Анализ фильмов 20 века подтвердил несколько моментов. Голливудские фильмы редко изображают распротраненные виды рака. Редкие виды рака, такие как: опухоли мозга, лейкемия и лимфома преобладают, потому что они считаются «чистыми».
Медицинские темы фильмов отображают демографические тенденции и связанные с ними интересы зрителей.
В 1970-х годах произошел перелом в показе рака в кино. Это связано с изменением политики здравоохранения. Кроме того, в сюжет включают симптомы, лечение, побочные эффекты, и сам процес смерти.
Голливудские фильмы ориентируются на политику и практику онкологии. В значительной мере, искусство опирается на жизнь.»
О чем промолчал доктор.
«В значительной мере, искусство опирается на жизнь». Так закончил доктор Кларк свой доклад. Но если вспомнить начало, то звучало это немного по другому: «Но иногда мы наблюдаем обратный процесс, жизнь подражает искусству… »
Ученые вообще очень формальные люди. И не будут "лить воду" ради красоты слога.

В самом начале доктор Кларк намекнул нам на то, что кино о раке влияет на онкобольных. Далее, он даже привел данные исследования о том, что фильмы о раке снизили побочные эффекты от химиотерапии. Но пропорционально ухудшили психологическое состояние.
На протяжение всего доклада доктор Кларк громит Голливудскую фабрику грез, пусть и в очень мягкой манере.
Вот, та ложь, с которой мы сталкиваемся в фильмах о раке:
1) Редкий диагноз. Вместо того, чтобы показать распространенные виды рака и их симптомы, и тем самым спасти тысячи жизней, Голливуд предпочитает «чистые» виды рака. Но «чистые» виды рака являются редкими. Рак простаты, рак молочной железы, рак кишечника гораздо более реальные проблемы, чем лейкемия. Это статистика.
2) Нереалистичный возраст. Герои молоды, в основном им до 30 лет, реже до 40 лет. Только в 25% фильмов герои старше 40. Да, рак случается и у детей, но все-таки основной возраст рака от 55 лет. Опять Голливуд искажает реальную картину, в угоду рейтингу. Опять миллионы зрителей не предупреждены.
3) Рак легких. Лобби табачных кампаний в 20 веке настолько сильно, что о распространенном раке легких нет ни одного фильма.
4) Альтерантивная медицина. Так как в кино традационная медицина всегда бессильна, на помощь приходят шаманы, вуду и прочие знахари. А контекст фильма, как бы намекает зрителю, что если бы герои пришли раньше, то может и выжили бы. И вообще, болеют только люди с плохой кармой, засоренным третьим глазом и вообще грешники. Что, конечно, ни капли не соотвествует действительности.
5) Смерть. 20 фильмов – 20 смертей. 100% киностатистика. Что должны люди думать о раке, если с 1939 года им говорят о том, что шансов нет? Ну, думают и думают, скажете вы, рак то этого не увеличивается и не исчезает. Не совсем так, по современной статистике, позитивный настрой больного увеличивает шансые его излечения на 5%. Например, у Лимфомы Ходжкина вероятность вылечиться 85%. Прибавьте к этому 5%, если вы никогда не смотрели знаменитый «Достучаться до небес».
Не слишком веселая картина, не так ли?
Таким было кино о раке в 20 веке. А вот о том, что изменилось в 21 веке, читайте в следующей статье.
Предыдущие посты: НОВАЯ РУБРИКА! Еженедельная «Онкоколонка»!, Почему мы боимся переливания крови? Кровавые страхи человечества, Рак ничего не изменит, Почему мы боимся переливания крови? Рациональные доводы; Что чувствует человек во время переливания крови;
P.S. Связаться с автором колонки можно через ВКонтакте.
|
</> |