Голгофа христиан Вьетнама
von_hoffmann — 14.05.2020В массовой культуре образ Вьетнамской войны достаточно однозначный: с одной стороны – лихие американцы, пытающиеся выжить в тропическом аду, летающие на вертолётах «Хьюи» под психоделический рок и страдающие потом от ПТСР, с другой – неприхотливые, выносливые, фанатичные коммунисты-партизаны, с автоматом Калашникова в руках поджидающие своих врагов в болотах, подземных тоннелях и на деревьях.
Война на Западе была крайне непопулярна, а коммунисты же напротив поддерживались СССР, Китаем и широкими слоями вьетнамского населения. Это и привело к поражению США, выводу американских войск из страны и объединению Вьетнама под руководством Хо Ши Мина.
Нельзя сказать, что эта обобщённая картина целиком неверна. Однако она имеет один крупнейший недостаток – полностью игнорирует «внутривьетнамский» аспект войны (как, к слову, популярное представление о Корейской войне игнорирует «внутрикорейский» аспект, сводя войну к противостоянию СССР/КНР и США). Картина не включает тех вьетнамцев, кто поддерживал Южный Вьетнам и противостоял коммунизму – противостоял с куда большей верой в правоту своего дела, чем американцы. Картина не включает их мотивы и их трагедию, в частности, трагедию миллионов вьетнамцев-католиков.
Но начнём с самого начала. Первые контакты европейцев с Индокитаем состоялись в XVI веке благодаря португальским мореплавателям. В 1615 году иезуиты открыли первую миссию в Дайвьете (так тогда называлось вьетское государство), в городе Дананг.
Именно португальские миссионеры-иезуиты создали современный вьетнамский алфавит. Их стараниями вьеты охотно крестились. К середине XVII века католицизм исповедовали уже сотни тысяч людей в Дайвьете. Уже в 1666 году в стране появилась первая католическая семинария.
Распространение новой религии вызывало недовольство у буддистов, включая представителей местных властей. На христиан регулярно обрушивались гонения, однако никакие пытки, казни и преследования не могли сломить католиков-вьетов. В конце XVIII века французы поддержали династию Нгуен в борьбе за императорский трон в обмен на обещание защищать христиан. На время это принесло облегчение, но в середине XIX века гонения продолжились и даже усилились. От преследований пострадали сотни тысяч христиан. Их дома сжигались, а на лбах ставились клейма «Последователь ложной религии».
В 1859 году для защиты вьетнамских христиан войска Французской Империи высадились в Сайгоне (ныне Хошимин). В 1862 году французы берут под протекторат Кохинхину (южную часть страны). В 1882 году они занимают Тонкин и Аннам (северную и центральные части Вьетнама). В 1884 году после франко-китайской войны владычество Франции над Вьетнамом было окончательно подтверждено. Тонкин, Аннам и Кохинхина становятся французскими колониями. Хотя существовавшая с 1870 года Республика не была особенно благосклонна к католицизму, всё же светское государство для католиков оказалось лучшим, чем буддистская империя (Вьетнамская Империя сохранялась, но власть императоров из династии Нгуен была лишь формальной). Уже в 1890 году 708 тысяч вьетнамцев исповедовали католицизм.
22 сентября 1940 года начинается оккупация Французского Индокитая Японией. Она не особенно изменила положение вьетнамских католиков, формально страна оставалась под французской юрисдикцией, однако именно тогда под руководством Хо Ши Мина начали формироваться вооружённые отряды вьетнамских коммунистов – Вьетминь. Компартия Вьетнама была настроена не только антиколониально, но и радикально антихристиански (при этом её отношение к буддизму было достаточно сочувственным).
9 марта 1945 года японцы интернировали французские колониальные гарнизоны в Индокитае. 11 марта Вьетнам был провозглашён независимым государством (по факту – японской марионеткой). Формой правления была монархия, императорскую власть получил прежде формальный император Бао Дай. Однако с капитуляцией японских сил закончилась и его власть. Во Вьетнаме была провозглашена коммунистическая Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) с диктатором Хо Ши Мином во главе.
После войны французы попытались преобразовать свою колониальную империю во Французский Союз – равноправную федерацию наций во главе с Францией. Сначала Хо Ши Мин был согласен на членство во Французском Союзе, однако позднее несогласие между правительство ДРВ и правительством Франции привело к войне. Французы высадились на юге и захватили его. Началась Первая Индокитайская война. Французы стремились объединить Вьетнам под руководством правительства Бао Дая, являвшегося Главой Государства Вьетнам. Но французы проиграли войну и в итоге после падения крепости Дьенбенфу в 1954 году они были вынуждены уйти из Индокитая. В 1954 году было подписано соглашение о прекращении огня. Южнее 17-й параллели было сохранено Государство Вьетнам, а на севере продолжала существовать ДРВ. В 1956 году должен был состояться референдум об объединении государства.
К тому моменту население Вьетнама составляло 31 миллион человек. Из них католиками было более 5%. В условиях раздела страны на два государства более полумиллиона католиков бежало на юг в течение 1955 года, опасаясь коммунистических преследований (правительство Хо Ши Мина стремилось поставить религиозную жизнь под контроль) и кровавой «земельной реформы» коммунистов, которое было для вьетнамского народа такой же трагедией, как для русского – раскулачивание.
Становление коммунистического тоталитаризма на Севере и поддержка американцами южан привела к тому, что в том же 1955 году южане отказались от идеи воссоединения, Бао Дай был свергнут (в 1988 году, незадолго до смерти, он принял крещение), провозглашена Республика Вьетнам во главе с католиком Нго Динь Зьемом (на референдуме его поддержало 98% населения), которого президент США Джонсон позднее назвал «азиатским Черчиллем».
В связи с этим Юг стал фактически католическим государством. В столице Сайгоне католицизм исповедовало 14% населения, в провинции Задинь – 24%. Католическим было всё руководство страны и её Вооружённых Сил, начиная с президента. Католицизм активно распространялся, одни принимали его для повышения социального статуса, другие по искреннему желанию. В соответствии с католической социальной доктриной, Зьем закрыл бордели и опиумные лавки, запретил аборты и разводы, усилил наказания за супружескую измену. Католическая Церковь была крупнейшим в стране землевладельцем и имела множество льгот. Новосозданные университеты в Хюэ и Далате были по факту католическими. В 1959 году президент Зьем посвятил свою страну Деве Марии.
Однако в прочих сферах жизни всё было далеко не так радужно. Хо Ши Мин не отказывался от планов распространить коммунистическую диктатуру на юг страны. При поддержке ДРВ на юге формируется Национальный Фронт Освобождения Южного Вьетнама или Вьетконг. Вьетконг достаточно быстро приобрёл значительную популярность. К южновьетнамскому правительству у большинства населения сформировалась стойкая неприязнь. Раздражение вызывала некомпетентность и коррумпированность высших чинов Республики Вьетнам, неудачно проведённая земельная реформа. Также стоит признать, что в преимущественно буддийской стране католическое правительство перегибало палку со своим католическим клерикализмом – буддийское большинство было в ярости от наложенных католическим правительством ограничений на публичные отправления культа, от каковых ограничений были свободны католики.
После массовых беспорядков, устроенных буддистами, самосожжений буддийских фанатиков и взаимных погромов между католиками и буддистами, президент Зьем был свергнут и убит генералом Минем в 1963 году. Период 1963-1965 был ознаменован несколькими переворотами и отчаянной борьбой за власть. Однако в итоге победила «военная» фракция, состоявшая в основном из католиков. Президентом стал генерал Нгуен Ван Тхьеу. Его популярность была ещё ниже, чем у Зьема. При нём правительство окончательно погрязло в коррупции и некомпетентности, продолжилась антибуддийская политика.
Кроме того, в войну с Вьетконгом вступили США. Жестокость и высокомерие американцев, вкупе с некомпетентностью Министерства Обороны США и неспособностью американцев быстро выиграть войну окончательно повернули сердца и умы многих вьетнамцев в сторону Вьетконга.
В этой ситуации самыми несчастными и забытыми людьми страны стали вьетнамские христиане. Их ненавидели коммунисты, их не могли защитить ни американцы, ни собственное коррумпированное правительство. «Международное сообщество» всякий раз вступалось за жертв американцев или корейцев, но не за жертв «героев освободительной борьбы». Даже американские католики поддерживали прекращение войны во Вьетнаме (и следовательно – сдачу своих единоверцев на милость Хо Ши Мина).
Все знают про резню в Сонгми, когда погибло 504 мирных вьетнамца, но кто знает про резню в городе Хюэ в 1968 году? Тогда, во время Тетского наступления коммунисты убили самым зверским образом (например, закапыванием заживо) до 6000 тысяч тех, кого они считали «реакционерами, врагами и предателями». Зверски было убито 400 католиков, прятавшихся в кафедральном соборе города. У нас же город Хюэ в лучшем случае ассоциируется со второй частью фильма «Цельнометаллическая оболочка»…
В 1973 году США вывели войска из Вьетнама. ВСРВ не могли в одиночку обеспечить оборону страны. Судьба Южного Вьетнама была предрешена. В конце апреля 1975 года танки коммунистов вошли в Сайгон. Архиепископ Сайгона Нгуен Ван Бинь призвал сограждан воспринять это как историческую реальность. Изначально американцы планировали эвакуировать только своих граждан, однако из страны желали бежать и многие вьетнамцы, не желающие пришествия коммунистического «рая», в том числе – христиане. Только в первое время после падения Сайгона только США приняли 138 тысяч вьетнамских беженцев. К концу Холодной войны число беженцев из «рая на земле», построенного Хо Ши Мином, достигло миллиона. Люди были готовы плыть на лодках по открытому морю, лишь бы не жить в «свободном» Вьетнаме. Многие из них были христианами.
Оставшиеся католики во Вьетнаме подвергались репрессиям. Все католические школы, больницы и приюты были переданы государству. Коммунисты взяли под свой контроль все религиозные общины. Все католические организации – от приходских советов до комитетов Вьетнамской конференции епископов – были расформированы. Большинство семинарий закрыли. Более 200 священников и епископ-коадъютор Сайгона были арестованы. В 1977 г. был издан правительственный декрет с именами 857 авторов, книги которых запрещены для чтения. Библиотека Вьетнамской конференции епископов в Сайгоне была разрушена, церковные архивы сожжены. Коммунисты сожгли также множество церквей. В июне 1983 г. состоялся показательный процесс, на котором семь католиков (включая четырех священников) были осуждены и приговорены к длительным срокам тюремного заключения за ввоз в страну Библий и молитвенников. Кардинал Нгуен Ван Тхуан был арестован коммунистическими властями и находился в заключении с 1975 по 1988 год, 9 лет из которых он провёл в одиночной камере.
С 1990 года давление на христиан ослабело, однако не прекратилось. Вьетнамское правительство пытается создать «патриотическую» Католическую Церковь под своим контролем. Христианство считается «непатриотическим явлением». Власти изыскивают всякий повод для давлений на христиан. Так, например, в 2019 году был случай, когда протестантов арестовали и под пытками требовали поклониться статуе Будды.
Тем не менее, несмотря на преследования, число христиан (особенно католиков) во Вьетнаме продолжает расти. По разным оценкам сейчас во Вьетнаме есть от 6 до 10% католиков. Многие вьетнамские католики эмигрировали, так, треть вьетнамской диаспоры в США исповедует католицизм. Есть вьетнамцы-христиане и в России, например в Москве есть вьетнамская католическая община при храме св. Людовика Французского, капелланом которой является о. Чан Дук Лонг.
Источник: https://vk.com/great_and_sovereign?w=wall-142978854_112854
или
|
</> |