«Голда. Судный день» Гая Наттива, 2023
movie_rippers — 15.10.2023Безотносительно текущих событий. Ну, совпало так…
Про Голду Меир, четвёртого премьер-министра Израиля и выдающегося политика ХХ века. Как она руководила страной во время Войны Судного дня (октябрь 1973 года) и… переживала.
В оригинале просто «Голда», но, учитывая, что всё в жизни героини, кроме Войны Судного дня, опущено, отечественный вариант не только оправдан, но и предпочтителен.
Производство американо-британское. Это важно для понимания идеологической русофобской накачки, без которой, увы, не обошлось.
Картина совсем не зрелищная – ни экшена, ни красивых видов, не говоря уже про какой-нибудь там саспенс. Зато с претензией на хроникальную историчность (даже фрагменты хроники приводятся). Тем и интересна. При том, что это всё-таки не биография.
Сюжет? Ну, понятно, что война. Но война не главное – никаких красочных боёв, героических героев и даже разрушений.
Как и сегодня, тогда Израиль начало проспал. Кто виноват? Высшее руководство. После войны сама Меир утвердила следственную комиссию верховного суда, которая её же и допрашивала. Вот с одного из таких допросов фильм и начинается. Как да почему?..
И вырисовывается образ… Старая одинокая больная и, в общем, глубоко несчастная женщина, и жёсткий неуступчивый политик, непринуждённо и регулярно выкручивающий руки… Киссинджеру и всей Америке и легко вертящий собственными генералами. Но каждый убитый на войне израильский солдат прожигает в её сердце рану. Незаживающую… Нет, вопрос чьи жизни важнее, пары сотен, попавших в окружение, или пяти сотен, что придётся положить ради вызволения окружённых, не встаёт. Важны и те, и эти, но… Но… И те, и эти – чьи-то дети. В общем, внушает. Ещё бы вспомнить, как Меир отдала приказ на уничтожение палестинских террористов, перестрелявших израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде, всего-то годом ранее. Не вспомнили…
Внушало бы, если бы не, скажем так, некоторые моменты.
Пассаж про казаков, напивавшихся на Рождество и ради забавы забивавших на улицах евреев, в устах героини, в реальной истории с рождения до пяти лет жившей в Киеве, а потом три года – в Пинске (после чего вся семья эмигрировала в Америку), выглядит особенно наглой «клюквой». Где она могла видеть тех казаков? При том, что русский так и не выучила?
«Эти русские, в этот мир они привнесли лишь страдания…» – ладно, не любила Голда русских. Британцы, заморившие голодом несколько миллионов индийцев, и немцы с холокостом, наверное, лучше. Или это создатели картины русских не любят? Вопрос…
Следующий момент – записная книжечка Голды. Придёт сообщение о гибели десятка пилотов – она в блокнотик. Выводит циферку. Танки отошли с такими-то потерями – опять в блокнотик. Опять циферка. Я понимаю, Гай Наттив, скорее всего, об Иване Грозном даже не слышал. А уж о синодиках Грозного… Ну, чисто синодик! И вместо сострадания – улыбка.
И про Зорге Наттив не слышал. А то бы, ну, как-нибудь по-другому изобразил предвоенные дни верхушки Израиля: разведчики, и те, и эти доносят, что вот-вот, но им не верят, потому что… Во многом так и было, но во многом же – нет. Параллель уж очень яркая и потому смешная. Потому что второй раз уже фарс!
А так – картина неплохая, с большой любовью к героине.
|
</> |