
ГОДОВЩИНА ПОЗОРА


Болотная тусовка празднует «годовщину протеста», анализирует, сопоставляет, ищет поводы для гордости. Праздновать провал, поражение, позор это, наверное, единственная новация, которую сегодня демонстрируют ветераны болотных акций. представьте себе Германию, ликующую 9 мая…. Впрочем, о логике и даже здравом смысле здесь говорить не приходится.
Уже говорилось о том, что главный результат Болотной – это хороший уровень голосования за Путина. Болотные протестанты успешно развеяли сомнения в легитимности и перспективности Путина даже у тех, кто имел к нему основательные претензии. Ибо взглянув на болотных, любой здравомыслящий человек, даже не очень довольный Путиным, пришел к однозначному выводу – уж лучше он, чем эти.
События 1917-го года, к которым нередко апеллировали болотные, были на самом деле полной противоположностью тому, что было год назад. Там сошлось слишком многое – усталость людей и готовность их к переменам, реальная деградация власти, социальная дезориентация, странная и почти бессмысленная война, вызванная обстоятельствами времени, война, в которой ни одна страна не знала, за что она воюет. Ленина с компанией (а также их предтеч, от разночинцев до социал-демократов) можно было упрекнуть в чем угодно, но не в отсутствии стратегии, тактики, чувства момента и умения говорить с людьми на их языке. Достаточно прочесть «Апрельские тезисы», «О государстве» или «Что делать?», чтобы это понять. Кроме того, они не боялись рисковать и верили в то, что делают.
Все это полезно вспомнить, чтобы картина была более контрастной. Начнем с того, что болотные никого не представляли, кроме самих себя, не понимали, как все происходит. Представления о несправедливости, родившиеся от долгого сидения перед компьютером и чтения несогласных СМИ, создали такие же эфемерные представления о том, как нужно протестовать и что делать для того, чтобы «режим рухнул». То есть это «протесто» изначально было нежизнеспособно.
Интересно здесь то, что вся эта публика на самом деле как огня боялась, что режим действительно рухнет, ибо только при наличии режима можно было служить оппозиционером, ревностно «бороться» и рисоваться в газетах и на экранах. Именно «ненавистный режим» невольно легитимизировал оппозицию, давал ей темы, развивал и совершенствовал ее, ибо она повторяла, копировала, пародировала все его телодвижения. Не случайно «единственный пункт программы» Навального был «борьба с коррупцией», то есть опять же – убрать за властью, помыть за ней полы, почистить туалеты. Кухарки власть уже захватывали почти сто лет назад, и поэтому в наши дни никто не был готов к тому, чтобы теперь власть взяли уборщицы и ассенизаторы.
Кроме того, сразу было понятно, что задача болотных – превратить борьбу с «режимом» в доходный и показушный промысел, но не увлекаться, ибо неразумный рыбак или охотник, выловив всю рыбу или перебив всех зверей, лишается привычного занятия и дохода. Ведь если бы они думали о победе, то хоть раз было бы произнесено словосочетание «после Путина», были бы программы, цели, задачи, внятное представления о своей роли после... Но «Варенуха не ездил в Пушкино, и самого Степы в Пушкине тоже не было. Не было пьяного телеграфиста, не было разбитого стекла в трактире, Степу не вязали веревками… – ничего этого не было». Кстати, именно поэтому единственный содержательный лозунг Болотной «За честные выборы» быстро превратился в охлократический и бессмысленный вопль «Долой Путина», никуда не зовущий, ничего в себе не несущий и оттого вполне самодостаточный, чтобы никто никуда не пошел и ничего не делал, но уверенно считал себя «борцом с режимом». Можно ли представить себе, что комбат, поднимающий в атаку людей под Курском, кричит «Долой фашизм»? В том то все и дело.
Следующий важный момент – стремление все получить, ничего не потеряв, то есть революция на диване, вельветовый андеграунд, портрет Че Гевары на бумажном стакане из Макдональдса. Содержанка Собчак страшно боялась потерять свои программы на ТВ и наличку, Навальный – вымышленное реноме адвоката, Кашин – свою редакцию (что видно по последним событиям), а рядовые хомяки очень возмущались, когда в ВУЗах у них начинались неприятности или, что хуже, заводились уголовные дела. Все это приводило к тому, что «протест» был строго, по мензурке, нормированным и не выходил за рамки, определенные в предыдущие четыре года. А если кто-то и забывался, то ему сразу говорили: «Филипп Филиппович, vorsichtig...» Поэтому так легко сдали «политзаключенных» - надо было держаться в рамках, а коли вышли за них – получите, мы то тут при чем?
В результате основной задачей Болотной стало нагадить от бессилия. Особенно если учесть, что ее основу составили Интернет-хомяки, а точнее, боты и тролли, чья задача именно и состоит только в том, чтобы гадить кому-то или чему-то. Поэтому Болотная стала местом, где даже разумные хомяки превращались не в бойцов, а в скунсов, которые должны были всего лишь плохо пахнуть, а потом злить, дразнить и раздражать власть этим запахом. И власть даже иногда раздражалась, отвешивала подзатыльники, хомяки хихикали, разбегались, потом опять собирались и портили воздух. Причем эту свою особенность признавала и оппозиция, которая попрекала власть, что «люди ничего особенного не делают», это «мирный протест». Действительно, была всего лишь порча воздуха. Не опасно, но неприятно.
Все это было обречено и потому, что было развлечением. Интернет-хомяк вообще не способен к серьезному делу. Власть хорошо знала, что политика это довольно тяжелое, сложное и действительно, нередко грязное занятие. А хомяки, надев белые ленточки – символ политического целомудрия – весело поскакали развлекательно и забавно протестовать. Хихиканье и стеб наполнили протестный тренд (отдельное спасибо «Гражданину поэту») и сформировали к нему соответствующее отношение – поржать и провести время, протестуя. Сходить на Сахарова, на Болотную, на марш потусить, пустить шарики, поесть мороженого, потыкать пальцем в выступающих, безнаказанно покричать и посвистать стало обычным делом. То есть делом ничего не делать. Вынутый из Интернета хомяк развиртуализировался и стал собственным чучелом, очень забавным, совершенно безопасным и абсолютно бессильным при столкновении с реальной политикой. Кроме того, хомяк очень быстро устает и начинает искать чего-то нового. Поэтому хомячиного протеста больше не будет никогда.
Еще одна причина краха – это тотальная необразованность «Болота». Напомним, что сто лет назад сносившие прежний режим читали крупнейших мыслителей. Маркс, Бакунин, Гегель, Соловьев, Кант и многие другие формировали сознание, давали идейную и доказательную базу. «Болото» же выплыло из Интернета, отрицающего книги и сводящего весь мировой разум в «Викицитатнику». Можно обратить внимание – никто из болотных вождей никогда никого не цитировал и ни на кого не ссылался, ибо они просто ничего и никого не читали. У большинства нет систематического образования – Собчак закончила МГИМО, потому что так было принято в этой среде, но это не образование, Навальный, судя по его познаниям в юриспруденции, не учился толком в РУДН, у Яшина и Лимонова вообще нет образования и т.д. Невежество против несправедливости стало одним из трендов Болота. Поэтому они не способны были смотреть на проблемы глобально, видеть их рельефно, стереоскопически. Не случайно вопрос о власти – глобальный, главный вопрос - в ходе протеста не ставился вообще, лозунгов типа «вся власть оппозиции» не было, а речь шла только об атрибутике и инструментарии – выборы, технологии, правильно ли работали камеры, кто сколько листков вбросил, что сказал Чуров. Муха, которая ползает по полу, видит каждую пылинку, но неспособна оценить масштаб комнаты, которая слишком велика для мухи. Так было и здесь.
Кроме того, Интернет-Болото подвела привычка к калькированию чужого опыта. Привыкнув копировать импортный продукт и отвыкнув создавать что-то свое, болотные импортировали протест, забыв внимательно рассмотреть геополитические и исторические причины успеха оранжеворозовых в разных регионах. Дотошное следование западным инструкциям и искренняя вера в то, что Госдеп им поможет, сумели ослепить даже западных эмиссаров, которые поверили в то, что ЭТИ что-то могут. Именно поэтому их так активно и неприкрыто поддерживали и так же резко перестали им помогать, после того, как протест оказался слит. Выйдя из Интернета, они наивно считали, что вся Россия и есть Интернет, что человек, не сидящий в Интернете, не существует, что виртуальность и есть реальность. То есть из обихода, из поля зрения, из схемы оказались выведены миллионы людей и когда эти люди возникли в политическом и общественном пространстве, им даже не надо было ничего делать – одно их присутствие пустило хомяков под откос и «разбило об асфальт расписные стеклянные детские замки».
Поняв, что ничего не выходит, хомяки решили сделать вид, что они и не планировали наполнить смыслом ожидания и протестные настроения. И началось нарастание бессмыслиц, умножение гротеска, абсурда, гиперболизация ахинеи и галиматьи, которые выдавались за новую форму сверхинтеллектуального протеста. Это было во всем. В бессмысленном брожении по бульварам, в «маршах миллионов», не собиравших и десятков тысяч, в выборах в КС, которому нечего координировать, в дурацком оккупайабае, потому что Абай им не сделал ничего плохого. Одной из вершин маразма стало предложение оппозиции в каком-то городе проводить «Марш миллионов» в виде … одиночных пикетов. Все это было уже совсем не смешно, а, скорее, стыдно, и выглядело флагом из туалета. Причем даже не из московской синей будочки, а из покосившегося щелястого деревенского сортира с проваливающимся полом, сердечком на двери и щеколдой на ржавом гвозде. И сегодняшний «праздник годовщины» абсолютно закономерен в этом фестивале «организационного бессилия и бледной немочи», как говорил О.Бендер.
Год назад, когда все только начиналось, я говорил о том, что придет время, когда все, вышедшие на Болотную, будут стыдиться этого факта своей биографии. Прошел всего год и это время уже наступило. Вернее, его, это время, сами привели «лидеры Болотной» и прочие квазиполитические деятели. У них сегодня был шанс осмыслить то, что произошло. Всплакнуть. А они празднуют. То есть это та порода людей, которая смеется на похоронах и плачет на свадьбе. Она же, согласно народному опыту, не сеется, не жнется, а родится сама. А значит, все без толку.