Год сокращения. Росстат обнародовал данные по российской экономике
davydov_index — 18.05.2021Валовой внутренний продукт России продолжил снижаться в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и в первом квартале 2021 года. Такие предварительные данные опубликовал Росстат. Первая окончательная оценка за январь-март 2021 года будет обнародована 15 июня. Как пояснили журналистам информационного агентств РБК, при расчете окончательных цифр будет учтена новая информация от министерств и ведомств, Центробанка и из других источников.
Таким образом, ВВП в России в начале 2021 года сокращался четвертый квартал подряд. Согласно подсчетам Росстата, за первые три месяца 2021 года он снизился на 1% относительно данных за первый квартал 2020 года. При этом следует помнить, что пандемия коронавируса, вызвавшая масштабный экономический кризис в мире, почти не повлияла на данные первого квартала 2020 года, поскольку лишь в феврале заболевание распространилось широко. В этот период еще мало применялись меры, призванные замедлить распространение инфекции, включая приостановку работы предприятий и т.д.
В результате в первом квартале 2020 года ВВП еще рос – он составил 101,4% относительно показателей такого же периода 2019 года. Но со второго квартала показатель начал уменьшаться: за апрель-июнь он составил 92,2% от размера этого показателя во втором квартал 2019 года, за июль-сентябрь – 96,5%, а за октябрь-декабрь – 98,2% соответственно.
Заметно, что падение ВВП замедлялось в течение 2020 года, что экономисты связывают как с постепенным ослаблением ограничительных мер и возобновлением работы компаний, так и с государственной поддержкой, оказанной бизнесу и гражданам. Тем не менее, ряд отраслей экономики просел значительнее других, поскольку противоэпидемические ограничения затрагивали их в наибольшей степени – как, например, транспортное сообщение с другими странами и внутри самой России. Именно эти отрасли показали худшие результаты и в начале 2021 года.
Так, по сведениям Росстата, в январе-марте по сравнению с 2020 годом сократились заметнее всего пассажирооборот (на 34%); добыча полезных ископаемых (на 7,3%); платные услуги населению (на 4,3%) и розничный товарооборот (на 1,6%). В то же время рост показали сфера коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов и деятельность по ликвидации загрязнений выросли на 11,9%); обеспечение электроэнергией, газом и паром (на 9,6%); оптовый товарооборот (увеличился на 4,2%). Несколько выросли и обрабатывающие производства, показав плюс 0,9%.
Данные по ВВП в 2021 году не стали неожиданными: экономисты отмечали, что в это время в определенной мере продолжали действовать причины, вызвавшие сокращение экономики в 2020 году (а тогда к антивирусным ограничениям прибавилось и падение спроса на нефть из-за приостановки производств и снижения транспортной активности в разных странах мира). Кроме того, сходные тенденции наблюдались в области реальных располагаемых доходов населения России, информацию о которых Росстат привел 30 апреля в ежемесячном докладе о социально-экономическом положении в стране. В этом докладе указывалось, что падение доходов продолжается четвертый квартал подряд.
Кстати, тогда РБК обращало внимание на то, что во втором квартале 2021 года ожидается рост доходов – с учетом низкой базы, то есть того, что во втором квартале 2020 года доходы просели значительнее всего.
Добавим, что 1 апреля Росстат скорректировал размер снижения ВВП за 2020 год: после пересчета Росстат заявил, что оно составило 3% вместо ранее обозначенных 3,1%. «Объем ВВП России за 2020 год составил в текущих ценах 106,967 триллиона рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2019 года составил 97%, индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым ценам 2019 года – 100,9%», – уточняли тогда в ведомстве.
Эксперты отмечали, что сокращение экономики России в результате пандемии и снижения спроса на нефть стало наибольшим за 11 лет. Значительнее ВВП снижался только по итогам 2009 года, когда его падение достигало 7,8%.
Эксперт Виталий Пуричи (доцент кафедры региональной экономики АлтГУ, г. Барнаул) комментирует:
Снижение уровня ВВП в России не является неожиданным фактом, мало того, темпы снижения и те сферы деятельности, в которых это снижение наблюдается, также вполне предсказуемо. В продолжающемся влиянии пандемии мы видим существенное падение объемов пассажирооборота, это пример прямого влияния. В силу объективных обстоятельств падает уровень реальных доходов населения страны, как под влиянием пандемии, вызвавшей кризисные явления, так и в результате общей экономической депрессии, глубокой и затяжной. Она характерна для нашей экономики в последние годы помимо пандемии, которая, отчасти, скрыла общие тенденции, заслонив их собой, но не исключила их.
Снижение доходов снижет покупательскую активность, и в розничной торговле возникает снижение объемов. Совершенно очевидно, что пандемия наряду с санкционными эффектами еще более повышает значение внутреннего рынка России для экономики, но для получения кейнсианского эффекта нужно увеличивать доходы населения, нужно увеличивать объемы производства товаров, нужно создавать эффективные противоинфляционные инструменты, которые позволили бы увеличить доходы, не боясь скачков инфляции.
Но пока доходы падают, и это влечет за собой только один положительный эффект — удешевление рабочей силы. Он интересен только для экспортных компаний. Однако при сырьевой экспортной экономике такие эффекты можно считать благоприятными только для очень ограниченной части экономических игроков.