Год экологии закончился. Что дальше?
dimamedved102 — 15.01.2014В нашей стране принято считать доброй традицией решать любые проблемы общества компанейщиной. Вот ведь посвятили аж целый год матушке -природе , теперь можно отвлечься и на другие вопросы.
А между тем в отличие от всех прочих узких сфер нашей с вами жизни, проблема охраны природы и здоровья человека от антропогенных факторов является глобальной, затрагивающей вопросы здоровья и жизни людей всех возрастов, всех социальных групп, а также интересы будущих поколений и самой собственно живой природы, как основы существования «хомо сапиенс». И эту проблему годичной кампанией решить невозможно. Нужна мощная экологическая политика с приоритетом экологии над экономикой, подкрепленная соответствующими затратами на природоохранные мероприятия.
Съезд - как зеркало российской экологии.
10 лет экологическая общественность страны просила Президента и Правительство России провести очередной 4-й Всероссийский съезд по охране окружающей среды, надеясь, что это наиважнейшее мероприятие станет поворотным в деле охраны природы в стране, как это случилось в 1988 году. И нас услышали: учрежден Год экологии и заключительным мероприятием этого года стало проведение этого съезда 2-4 декабря 2013 года в Москве.
За три дня работы съезда проведены десятки панельных дискуссий и круглых столов, и этот форум стал действительно самым крупным собранием экологов за последние годы. Специалистами из всех регионов страны, представляющими различные государственные органы, научные учреждения, общественные организации, субъекты экологического предпринимательства, обсуждены достижения и недоработки в природоохранной сфере, выработаны подробнейшие рекомендации по совершенствованию законодательства и практики правоприменения.
Тем не менее, статус и государственный уровень проведенного съезда не оправдал надежды российских экологов. Вопреки ожиданиям на открытии этого долгожданного мероприятия не присутствовал ни Президент России, ни премьер-министр, ни руководители Федерального Собрания, ограничившие свое участие лишь оглашенными заочными приветствия и пожеланиями его 2000 делегатам. Не почтили съезд своим присутствием руководители министерств и ведомств экономического блока, а пленарные доклады двух руководителей госкорпораций сведены к саморекламе собственного производственного экологического контроля. Не проявили заметного интереса к съезду, его результатам и средства массовой информации.
В результате складывается впечатление, что руководство страны дистанцировалось от решения природоохранных проблем и не желает явно поддерживать и давать новый импульс и стимулы развитию экологического движения. Этот вывод укладывается и в отказ Президента РФ В.В. Путина принять участие в съезде и в проведение президентом перед съездом 20 ноября 2013 года Совета безопасности по вопросам охраны окружающей среды, по результатам которого дан ряд поручений Правительству РФ. Однако , перед съездом эксперты Фонда дикой природы (ВВФ) в результате проведенного анализа пришли к выводу, что более 50% предыдущих поручений Президента РФ по вопросам охраны окружающей среды не выполнено, а деэкологизация российского законодательства продолжается.
Симптоматично и то, что основные частные «монстры» российской экономики отказалась выделять средства на покрытие расходов по технической организации съезда, в отличие от предыдущих трех аналогичных съездов, что также подчеркнуло отношение крупного бизнеса к создаваемым им же экологическим проблемам и негативно сказалось на общей атмосфере съезда. К тому же, такое отношение крупных компаний и высших органов власти страны не позволило принять участие в съезде подавляющему большинству общественных экологических организаций из регионов страны . Среди делегатов и приглашенных на данном мероприятии оказалось не более 80 общественников-экологов, а это именно те лидеры и организации, которые буквально бьются на местах с коррумпированным чиновничеством и «раскошмаренным» бизнесом за обеспечение экологической безопасности населения и сохранение живой природы.
При этом надо отдать должное организаторам: никаких ограничений в возможностях выступлений общественникам не устанавливалось, и их голос был услышан и даже в большей части учтен в резолюции съезда.
Обзор программ и «накала страстей» на съездовских тематических секциях позволяет выделить среди них лишь несколько наиболее посещаемых и результативных. Это, прежде всего, секция по экологическому надзору, в которой приняло участие более 600 делегатов, но которой было отведено всего два часа. Живо и заинтересованно прошли панельные дискуссии по управлению отходами, по особо охраняемым природным территориям, по «зеленому строительству». В остальных локальных тематических мероприятиях довольно вяло и со скукой на лицах участвовало в основном по 20-30 человек.
Интерес к съезду у делегатов таял прямо на глазах и к заключительному пленарному заседанию и награждению к концу третьего дня в огромном зале «Крокус-сити» осталось всего около 600 участников, что с некоторым разочарованием и констатировал на финальном праздничном концерте вышедший на сцену известный певец и композитор Леонид Агутин.
В общем, исходя из указанного, можно сделать вывод, что 4 –й Всероссийский съезд по охране окружающей среды состоялся, но только как переговорная площадка исключительно профессионального межсекторального сообщества экологов министерского ( в государственной иерархии) уровня и уровня отраслевых комитетов Федерального Собрания РФ. И это долгожданное для общества событие по политическому статусу можно сравнить, к примеру, с рядовым съездом стоматологов или логопедов, несмотря на фактическую исключительную и всеоблемлющую социальную значимость экологии в нашей с вами современной жизни.
Однако нельзя не отметить колоссальный объем подготовительной работы оргкомитета съезда, а также ряд очень интересных и полезных докладов руководителей регионов и региональных министров Вологодской и Кемеровской областей, Татарстана, Красноярского края.
Итоговый документ съезда показал все же определенное единство профессионального сообщества экологов России во главе с Минприроды РФ, сообщества, которое даже в условиях официального приоритета бизнес-целей перед общественными экологическими интересами продемонстрировало готовность консолидировать конструктивные усилия чиновников, науки, общественности и экологического предпринимательства в предотвращении экологического кризиса в России, проявления которого мы все уже реально ощущаем.
Решения съезда - в жизнь?
Что же решил съезд и по какому пути пойдет развитие (или будет стагнация) экологической политики в России? Этот вопрос, несомненно, вызовет сарказм у скептиков. И это понятно, ведь не выполняются даже поручения Президента РФ! Будут ли выполняться решения профессионального сообщества экологов в условиях декларативного законодательства и саботирования на местах указаний федеральных органов власти. Тем более, что федеральная политика в сфере природопользования и экологии все более смешается в регионы без соответствующего финансового обеспечения.
20 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что в стране выделяется на охрану окружающей среды 0,8% расходов федерального бюджета, а эта цифра в 6-8 раз меньше , чем в развитых европейских странах. К примеру, пресловутая федеральная программа по ликвидации накопленного экологического ущерба уже год как сформирована из более чем 100 объектов, но до сих пор не утверждена Правительством РФ и, соответственно, не финансируется.
Программа Года окружающей среды в России утверждена Правительством РФ в конце 2012 года, но содержит в себе исключительно организационные и публичные мероприятия. И тем не менее, эта программа принесла свои плоды в виде кратного увеличения информации для населения о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране (увы, явно недостаточных), что привело к тому, что 75% населения ( по данным ВЦИОМ за 2013 год) осознали , что живут в неблагоприятных для здоровья экологических условиях. И как следствие мы получили всплеск общественной активности по защите общественных экологических интересов в регионах России. Это череда продолжающихся по сей день протестных акций на Хопре (Черноземье) против разработки никелевых месторождений, общественное движение по защите особо охраняемых природных территорий в Краснодарском крае , массовые протесты против строительства ядерного могильника в Красноярском крае, против размещения деревообрабатывающего предприятия «Кроношпан» в Уфе, Байкальское экодвижение и многие другие «горячие точки» на экологической карте России.
Почти в два раза увеличилось число жалоб и обращений по вопросам экологической безопасности в органы власти в крупных промышленных центрах страны. Граждане России стали думать не только о своей заработной плате, но и о том, каким воздухом они дышат, какую воду пьют, какие продукты употребляют в пищу, о благоустройстве своих квартир и озеленении дворов и микрорайонов. При приобретении земельных участков для строительства люди все чаще стали обращать внимание на такие природные факторы, как наличие пригодной для полива и для питья грунтовой воды на участке, степень загрязненности почв и воздуха, радиационный фон, электромагнитные излучения и прочие вредные воздействия, снижающие иммунитет и продолжительность жизни нашего населения. В какой -то мере увеличилось и число людей, предпочитающих не оставлять наши паркам, лесам и берегам водных объектов после себя бытовые отходы, то есть возросло самосознание любителей отдыха на природе.
Таким образом, Год экологии в стране все же сформировал задел на будущее в плане повышения экологического самосознания, культуры и грамотности населения.
Съезд по охране окружающей среды в свою очередь подвел итоги ушедшего года и делегаты приняли развернутую резолюцию на 18 страницах ( размещена на сайте Минприроды РФ), которая, как представляется, должна трансформироваться в соответствующий план мероприятий со сроками и ответственными за выполнение, утвержденный Правительством РФ. Иначе это грандиозное мероприятие с участием представительных выборных делегаций от всех регионов страны будет расценено как пустая трата внебюджетных средств и демонстрация полного бессилия государства перед набирающим силу экологическим кризисом в России.
Региональный пример- Башкирия
Примечательно, что в Республике Башкортостан Год охраны окружающей среды-2013 объявлен уже второй раз (первым годом экологии в РБ был 2004-й) и на месяц раньше , чем в России. В отличие от федеральной программы по проведению Года ООС республиканский план включал в себя не только ряд PR-мероприятий, но и несколько практических пунктов, к примеру, по строительству очистных сооружений.
Башкирия вполне может быть региональным примером результативности Года окружающей среды в России среди промышленно развитых регионов России, к которому применимы все вышеизложенные выводы, Однако, будем утверждать это на конкретике.
Как уже отмечалось, в республике благодаря «экологическому году» население проснулось от летаргического равнодушия к природе и общественная активность выявила многие недоработки органов местного самоуправления и органов власти. Так, на протяжении последних 10 лет в Башкирии игнорировались требования ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части необходимости проведения общественных (публичных) слушаний при размещении объектов, чья производственная деятельность может оказать воздействие на окружающую среду. У местного населения просто не спрашивали его мнения, и оно решило восстановить действие федерального законодательства в отдельно взятом регионе. В результате спонтанно сформировавшихся инициативных групп прошли волны экологических митингов и иных общественных акций в крупных промышленных центрах и даже в районах. Перечислим наиболее заметные массовые протестные экологические акции прошедшего года:
-в защиту памятников природы – шиханов в Стерлитамакском районе;
-против строительства производства акрилатов в г. Салавате;
- против уничтожения городских лесов и озера в черте Нефтекамска и застройки его берегов и акватории частными коттеджами;
-против строительства полигона ТБО в Чишминском районе;
-против строительства Башкирской атомной электростанции в г. Агидель;
- в защиту прав жителей Стерлитамака на чистый атмосферный воздух;
-против строительства линии скоростного трамвая в г. Уфе;
-против строительства полигона ТБО, кладбища и крематория вблизи д. Федоровка Уфимского района;
-против размещения могильника для радиоактивных отходов в Иглинском районе.
Однако самой масштабной и длительной протестной акцией является полугодовое противостояние тысяч жителей северной части Уфы и пос. Дорогино Уфимского района с проектом строительства австрийского деревообрабатывающего предприятия «Кроношпан-Башкортостан». Эта акция , продолжающаяся по сей день, уникальна по способам протеста, продолжительности и результативности. В ее арсенал общественных действий входят и многотысячные митинги, и автопробеги с лозунгами «Кроношпан уходи!», и круглосуточное дежурство на границе строительной площадки с перекрытием подъездной автодороги, а также коллективные жалобы в органы власти, прокуратуру, суды, мощная компания в СМИ. Примечательно, что в отличие от массовых акций на Хопре в Черноземье, протестные мероприятия в Уфе проходили без силового вмешательства органов правопорядка, что объясняется особенностями внутриполитической ситуации в Башкирии и поддержкой протеста со стороны серьезных оппозиционных политических сил.
Помимо чисто протестных мероприятий в республике проводится ежегодное собрание лидеров общественных природоохранных организаций по подведению итогов прошедшего года, организуемое Союзом экологов РБ, где отмечаются негативные и позитивные тенденции и события в экологической политике, а также присуждаются «призовые» места для должностных лиц , органов и организаций, как работающих во благо природы , так и во вред общественным экологическим интересам.
Из других заметных событий Года окружающей среды в Башкирии является , пожалуй, самым заметным 2-й республиканский съезд экологических предпринимателей, проведенный Минэкологии РБ и Союзом экологов РБ, благодаря которому впервые за последние три года с экологами встретился Президент республики Р.З.Хамитов. Однако, увы, решения этого съезда (около 300 делегатов и приглашенных) так и не стали руководством к действию для Правительства РБ и Минэкологии РБ, а обещанные Президентом РБ закон об экологическом предпринимательстве и грантовый фонд поддержки этой отрасли пока остались благими пожеланиями.
Возникает вопрос : «А улучшилась ли экологическая ситуация в республике за 2013 год?». Увы, чуда не произошло. Несанкционированных свалок отходов стало еще больше, реки остались все такими же грязными (новые очистные сооружения не построены), площадь хвойных лесов резко сократилась, эрозия и загрязнение почв и поверхности водосбора продолжается, зоны загрязнения подземных питьевых вод расширились в результате воздействия горнорудной и нефтедобывающей промышленности и коммунальных стоков, ни одна серьезная экологическая проблема не решена. Единственный плюс - сокращение числа жалоб от жителей Уфы на загрязнение атмосферного воздуха, которое объясняется погодными условиями- более интенсивным перемещением воздушных масс в регионе в этом году и соответственно рассеиванием выбросов.
Вот такие не совсем радостные итоги ушедшего «экологического» года в отдельно взятом субъекте федерации.
Тем не менее, определенный оптимизм и надежду вызывают участившиеся призывы руководителей государства навести наконец-то порядок в дела рационального природопользования и охраны окружающей среды, ряд внесенных в Думу Правительством РФ законопроектов в этой сфере, поручение Президента РФ о разработке Стратегии обеспечения экологической безопасности в России, а также рост общественной активности в этой сфере. Да и другого выхода у нас нет, весь понятие «Родина» и «природа» должны быть синонимами.
Александр Веселов-председатель Союза экологов РБ, делегат 1, 2, 3 и го Всероссийских съездов по охране окружающей среды. 7 января 2014 г.