"ГНИЕНИЕ. СССР после Сталина". Глава 1. Предки. - Черновые отрывки из будущей
p_balaev — 05.12.2022 Когда вам рассказывают истории про сосланных проклятыми коммуняками кулаков в сибирскую тайгу – от жалости к несчастным труженникам, спавшим на кулаке, даже плакать хочется, правда?Но тайга, как место, где нужно обживаться – рай по сравнению со степями Приханкайской низменности. Лес – это и стройматериалы, и дрова, отопление. Только лошадей, конечно, в тайге разводить нельзя в товарных количествах, табунам нужны степи.
А вот селиться с нуля в насквозь продуваемых ветрами и промерзаемых степях – двойная «радость». Но в колхоз имени «3-го полка связи» не ссылали, туда люди ехали добровольно. Добровольно и мой дед поехал с семьей, у них уже тогда была маленькая дочка, года два или три, моя тетя Люба.
Приехали, их встретили коммунары-колхозники, помогли выкопать землянку. Два года жили в землянке. Но даже землянка – это еще не вся жесть. Знаете, чем отапливались? Бурьяном! Сухой полынью. Это даже представить жутко – наломать на морозе и ветру сухой полыни, чтобы ночью в землянке не околеть. Она горит, как порох, почти не давая тепла. Дедушка весь день на работе в колхозе, а баба Таня весь день ломает эту полынь и вязанками стаскивает к землянке. Всё, что за день наломала – за ночь сожгли. И на следующий день – заново.
Лес в колхоз приходил. Но весь лес шел на строительство конюшни. Ни одного бревна для строительства домов или на дрова. Всё – на конюшню. Люди понимали, что их будущее – лошади, которых колхоз станет продавать Красной Армии.
Надо сказать, что, хотя пшеницу на полях колхоз не выращивал, там ее выращивать и смысла не было, овес и ячмень – хорольские культуры, это фуражные культуры, но никто не голодал. Я не знаю на каких условиях, я еще был пацаном, когда мог у деда это узнать, но мне в то время было другое интереснее, но снабжали продовольствием колхозников неплохо. А потом еще свои огороды появились, картошка…
За два года выстроили огромную конюшню, она простояла даже до времени окончания мною школы, уже в 80-е ее на дрова разобрали. И сарай для коров выстроили – детям нужно было молоко.
И только потом лесоматериалы начали использовать для строительства жилья. Хватало лишь на маленькие домики в одну комнату. Никто из руководства колхоза себе не хапал, всем – одинаково.
Ставили в этих домиках русские печи. Топили даже еще во время ВОВ эти печи тем же бурьяном и кизяками (личный скот на подворьях уже завелся). Сараи для личного скота – саманные. Благо, у нас там, на штык лопаты копнешь – уже глина. Смешать ее с соломой – местный бетон. Навтыкать в землю жердин, оплести их лозой, сверху – «бетоном» - вот и сарай.
И мой дедушка, когда я с ним жил, мне почти каждый день говорил:
- Вы никогда так жить не будете, как мы жили. Нормальной жизни вы не видели.
Не в том смысле, что жизнь была плохой, ужасной. Наоборот…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582