Глубина падения...

Формально дано два ответа:
- энергетический: если переходим на "экологические" источники, то автоматы Калашникова с интернетом не пропадут, но уровень жизни свалится "до общества потребления", до середины 19-го века в Британии;
- региональный: где-то будет хуже, где-то - лучше. Религиозные фундаменталисты могут уехать в Средневековье на экспрессе...
Но есть проблема: в этих ответах совершенно не учитываются структуры, которые живут, существуют за счет деградации.
При крахе Античности такими были союзы варварских племен.
Простая экономика, простое устройство общества, готовность пограбить, избыток демографического ресурса или просто пришедший в движение этнос.
И вот уже банды готов-аланов-викингов-гуннов-франков-вандалов-венгров-бургундов - выходят на оперативный простор и начинают грабёж.
Если грабить получается, то банда становится войском, а набег - завоеванием.
Полученные ресурсы можно проесть, а можно пустить на развитие. Когда вы пускаете их на развитие, создаёте государство, принимаете христианство, то через двести лет вы сами становитесь мягкими, цивилизованными личностями, и к вам приходят очередная банда. Если проедаете, то надо идти грабить следующую территорию.
И так продолжается больше пятисот лет. До бронзового века не откатились, но про бетон забыли начисто.
Началось все с отступления Рима из периферийных провинций, а закончилось только когда феодальные государства смогли выставлять относительно постоянное войско, которое уничтожало варваров.
"Дно кризиса" при прочих равных условиях задается дельтой между:
- скоростью создания варварской военной организованности (мы с родичами займемся грабежом, и все наше племя тоже, пошли драться);
- скоростью создания достаточной армии (как профессиональной структуры, в которой люди учатся воевать всю жизнь).
Викинги и Англия тут просто идеальный пример: начинается с отдельных грабежей, с ватаг, в это дело вовлекалось все больше норвежцев.
А на острове поначалу не вышло создать нормальную армию, и половину земли пришлось отдавать, а вторая половина как могла, оборонялась от визитов. Но через двести лет "приключений" феодальное ополчение с большей части острова собиралось по свистку, и этой группы профессионалов хватало, чтобы вышибить вон очередную "великую армию язычников".
Похожая история у немцев с венграми.
То есть в базисе, в основе - кризис античной экономики и общества. Утрачена возможность содержать 30-50 боеспособных легионов.
Но решение пришло не из повторения римской истории, не из роста отдельного полиса до размеров империи, с его дорогами, законами, дисциплиной.
А в создании профессиональных воинских корпораций, которые были привязаны к своему хозяйству, и потому относительно стабильны, заинтересованы в накоплении богатства в первую очередь через производство, и только во вторую через грабеж.
Возвращаемся в наше время.
Какие структуры у нас не просто работают на опрощение, но живут с него? Какова скорость их становления?
Какие структуры противостоят им, в том смысле, что осуществляют свой проект развития и стабилизируют ситуацию благодаря услугам профессионалов?
И смотреть надо на структуры экономики, на демографию, на технологические пакеты. На социальные группы. На уровень и профиль образования элиты.
При этом у деструктивных систем вполне может быть политический хозяин (как у отдельных варварских вождей) и самая причудливая идеология.
Только выводы могут быть политически неожиданными...
|
</> |