Главное оружие идеологической войны
yuritikhonravov — 19.08.2021 Идеологическая война ведётся жизненными примерами, которые воплощают преследование соответствующих жизненных целей.прежние воплощения Будды — иллюстрация из Джатак, XVIII в.
Если у вас нет своих жизненных целей, вы безоружны и неизбежно будете побеждены теми, у кого они есть, каково бы ни было ваше преимущество во всех других областях.
Жизненные примеры могут быть положительными и отрицательными. Отрицательный жизненный пример — это критика идеологии противника, демонстрация того, как преследование его жизненных целей ведёт к краху, к ущербу в отношении того, что важно для всех людей или хотя бы для какой-то группы.
Всякая идеология уязвима, но когда её так или иначе критикует заведомый враг, это резко снижает эффективность критики. Поэтому в идеологической войне критика идеологии противника вторична. Главное — это собственная идеология и, соответственно, положительные жизненные примеры.
Жизненные примеры также различаются двумя обратно пропорциональными характеристиками — актуальность и завершённость. Чем более пример актуален, тем менее он завершён. Чем более пример завершён, тем менее он актуален.
С одной стороны людям хочется видеть, как осуществляется тот или иной идеал прямо сейчас. С другой стороны, уже завтра судьба этого примера может кардинально, самым поучительным образом измениться. Даже когда человек-пример уже умер, осуществив свой жизненный идеал, может измениться судьба его наследия, судьба той группы, к которой он принадлежал, и проч.
Поэтому в идеале должна быть синергия примеров всех степеней актуальности и законченности. С одной стороны, у вас должна быть древняя традиция, которая располагает примерами тысячелетней давности. А с другой, у вас должны быть примеры того, как эта традиция живёт прямо сейчас — в самых ультрасовременных условиях.
Яркие жизненные примеры — это оружие сокрушительной силы, но оно предельно дефицитно. Исторических и живых примеров, которые способны поразить воображение противника в сыром виде, всегда буквально единицы. Поэтому эти примеры конструируют [моделируют] — на материале действительности или из чистого воображения. Это значит, что важнейшим средством производства идеологического оружия является искусство.
Искусство может обеспечить вас жизненными примерами любой степени обобщения — от отвлечённых притч до документального реализма.
Однако начинка для идеологических снарядов, производимых искусством, то есть собственно жизненные цели, рождается вне его. Это область идей. Идеологическая война зарождается именно здесь. Битве образов предшествует битва аргументов, пусь даже основная масса людей к ним совершенно нечувствительна. Поэтому идеологическая война должна вестись на всех уровнях — от примитивных плакатов до тончайших метафизических дебатов.
|
</> |