
Вопросоответы к самому себе



В данном случае само собой получилось довольно целостное изложение телеософии с акцентом на её тёмные углы.
1. Да, в общем справедливость и социальная гармония — это одно и то же. Однако в нашей культуре социальная гармония сплелась с ценностью контроля, она не мыслится вне власти и материальных благ. Поэтому конфуцианское соответствие положения в обществе добродетелям и заслугам у нас преломляется как распределение материальных благ по труду. Безусловно важный аспект, хотя классические конфуцианцы наверное сочли бы это варварством.
2. Сразу замечу, что речь не идёт об изобретении высших ценностей. Речь идёт об их открытии. Для примера: мы не изобретаем математические или логические положения — мы их открываем. Впрочем, чисто эвристически какой-нибудь изобретательский подход вполне может вести к открытию новых ценностей.
3. Онтологическая природа высших ценностей пока для меня загадка.Однако я склоняюсь к тому, что она трансцендентальна. Это значит, что ценности ни в каком смысле не зависят ни от физиологии, ни от психологии, ни от социокультурных установок, а, напротив, многое в этих сферах определяют. Та или иная ценность, будучи избранной, может сформировать свой набор габитусов, свой набор психологических складов, свой набор общественных устройств и культур. Если бы было наоборот, ценности были бы не универсальны, то есть годились бы не для всех, а только для определённых групп, и это делало бы их не высшими.
4. При этом те или иные преходящие биологические, психологические и социокультурные условия могут порой погружать людей в какой-нибудь особенный опыт, который наталкивает их на открытие новой высшей ценности. Например, удовольствие наверное было ценностью для живых существ всегда, но именно высшей ценностью, ради которой можно жить и умирать, оно стало довольно поздно. На осознание такой возможности людей в разных древних культурах [ближневосточной, античной, древнеиндийской, древнекитайской] натолкнул специфический опыт городской жизни при высокой степени разделения труда, богатом досуге, развитой письменной словесности и проч.
5. Отношение к новейшей истории открытия высших ценностей у меня противоречивое. С одной стороны, да, после Христа не были открыты такие ценности, которые породили целые цивилизации. Но, с другой, специфический [исторически уникальный] опыт ХХ века натолкнул людей на осознание в качестве высших таких прежде известных только в качестве второстепенных ценностей, как скорость, хаос и созидание. Из-за этого я даже писал о возможном втором осевом времени. Пока ещё рано оценивать потенциал этих ценностей в отношении их социокультурных последствий, но чисто теоретически от созидания, например, можно многого ожидать.
6. Это противоречие не очень меня смущает в силу того, что поиск новых ценностей — сам по себе высшая ценность. Он необходим в любом случае. Помимо этого, мы не можем зависеть от того, натолкнёт нас когда-нибудь переменчивый опыт сам по себе на открытие новых высших ценностей или нет. Без постоянного расширения круга высших ценностей все уже открытые высшие ценности через какое-то время блекнут и перестают воодушевлять, и это перерастает в ужаснейший тотальный кризис. Поэтому приходится, что называется, брать этот процесс в свои руки и заниматься им сознательно.
7. Наконец, я считаю, что человеческая природа бесконечномерна, то есть число аспектов нашей жизни и соответствующих им высших ценностей ничем не ограничено и потенциально бесконечно. Другой вопрос, насколько нам хватит сил, чтобы развёртывать эту природу.
|
</> |