Главный популяризатор математики в России о науке, вере и теории игр
fomaru — 31.01.2020Миллионы просмотров на YouTube, сотни собирающих аншлаги лекций и семинаров ежегодно — Алексей Савватеев способен вернуть интерес к математике даже тем, кто постарался забыть о ней после школы как о страшном сне. Его книга «Математика для гуманитариев» попала в шорт-лист премии «Просветитель 2018». А еще он православный человек, у которого осознанный путь в Церковь растянулся на долгие годы.
«Как только мы отходим от математики, начинается темный лес»
— Алексей, зачем Вам все это — бесконечные поездки с лекциями, активность на YouTube?
— Моя цель — заставить как можно больше людей сомневаться во всем, что они видят. Сейчас разные псевдоинтеллектуалы преподносят слишком много «догм», и люди разучились самостоятельно анализировать окружающую реальность. С этой задачей прекрасно справляется математика. Конечно, представитель «рабочей профессии» может сказать, что не хочет в ней разбираться, что у него других дел хватает — и это понятно, я последний полезу к нему со своей интеллектуальной деятельностью. Я борюсь с агрессивным невежеством не у водителей и рабочих, которых я очень уважаю, а у людей с высшим образованием.
— А Вы в чем-нибудь сомневаетесь?
— Если это касается науки, то во всем. Я сомневаюсь в теореме, если не могу понять ее доказательство. Я сомневаюсь в гипотезе Пуанкаре, которую доказал Перельман. Уверен, он правильно ее доказал, но я сам должен проверить, должен убедиться. Я ведь пока просто слышал, что она верна. В математике есть наработанные представления: грубо говоря, если сто человек проверили доказательство и в нем все верно, то так оно и есть. Но, как только мы отходим от математики, начинается темный лес.
Например, гомеопатия — я веду активную полемику с ее противниками. И не потому, что мне дорога гомеопатия, нет. Просто у противников гомеопатии вообще нет никаких обоснований их позиции, кроме умозрительных соображений, что «так не бывает». А то, что гомеопатия помогает людям, они просто игнорируют — и это разрушает научность их подхода. Научный подход — это прежде всего сбор всех фактов и доводов, имеющих отношение к изучаемому явлению. Сомнение в каждой точке, где ты находишься.
Другое дело — вера в Бога. Эта сфера не для научных изысканий — наука перпендикулярна вере. Ни доказать, ни опровергнуть существования Бога научным образом невозможно — все эти советские заявления вокруг «наука доказала, что Бога нет» — шарлатанство и передергивание.
— Ну а в Церкви что-нибудь вызывает сомнение?
— Многое. Например, датировка икон и постройки храмов, или истории о некоторых чудесах. Я это не к тому, что я вообще не верю в чудеса или в моей жизни их никогда не было, нет — просто всегда есть человеческий фактор: кто-то мог просто что-то придумать, не так понять или попросту соврать, рассказывая о каких-то событиях. Но как явление я их не отрицаю.
В том же, что касается догматов или того, что написано в Священном Писании, у меня сомнений нет. Я долго над этим думал. Аналитический ум может ретроспективно «восстановить» историчность Иисуса Христа: если смотришь на историю человечества и то, как она начала меняться именно две тысячи лет назад, приходишь к выводу, что в основе христианства лежит совсем не выдумка.
— А в Вашей жизни чудеса случались?
— Да. Могу про одно рассказать. Но сразу предупреждаю — любой атеист разнесет эту историю в пух и прах, назвав все случившиеся события совпадениями. Для атеистов в принципе чудес не бывает. Так вот, раньше я сильно выпивал. И в таком состоянии позволял себе вещи, о которых и вспоминать не хочется. Дело было на семинаре в Киеве. После одного из веселых вечеров решил я пойти искупаться в местном озере. Разделся на берегу, снял крестик и куда-то его положил. А когда одевался, забыл про него и обнаружил, что крестика нет, только наутро. Я был просто убит, потерян, внутренне разорен. Мои коллеги по семинару прочесали пляж, но ничего не нашли. А ночью мне приснился этот пляж, но с прозрачным песком — и я увидел место, где в глубине песка лежал мой крест. Проснувшись, я побежал туда — и нашел его именно там!
Когда я рассказываю об этом, люди мне просто не верят. Но это было ровно так — слово в слово. Сергей Гелиевич Коковин и другие участники того семинара охотно это подтвердят! К сожалению, это чудо никак не изменило мое поведение, но с того момента я начал понимать, что делаю со своей жизнью что-то не то. Это был первый звоночек.
— Среди ваших видео на YouTube есть одно, которое выбивается из общего ряда. Оно как раз про алкоголь.
— Да, это самый популярный видеоролик на канале. Он называется «Почему Савватеев не пьет». Говоря современным языком, получился эдакий каминг-аут.
— Зачем Вы записали это видео? Это могло навредить вашей репутации…
— Я встречал много людей, которые пили так же, как и я раньше (более шести лет Алексей не употребляет спиртное — Прим. ред.). Это еще не смертельная стадия, когда только Господь может помочь, но это тяжелая привычка, которая загоняет тебя в замкнутый круг, и ты все время ходишь по нему, боясь остановиться. Поэтому я и решил обратиться к людям с той же проблемой и рассказать, что выход есть. Я долго не мог собраться перед съемкой. Помню, полчаса просидел на диване, подбирая слова. А потом понял, что готов, и рассказал все как есть. Меня постоянно спрашивали, почему бы не выпить стаканчик хорошего вина, вот и решил всем сразу ответить. И по комментариям видно — это сработало, кто-то действительно остановился.
— А когда Вы поняли, что бросаете пить навсегда? Что произошло?
— Косвенно моя первая семья разрушилась из-за алкоголя. И вторая была уже под угрозой. Пришлось выбирать между выпивкой и семьей. И я свой выбор сделал. Это самый честный ответ. Первые годы я врал, что бросил пить из-за сердца, но это была только часть правды, истинная причина не в этом.
«Мое воцерковление совпало с отказом от спиртного»
— Как Вы пришли к вере?
— В этом «виновен» один мой одноклассник — мы вместе учились в физмат классе. Его зовут Юра Алексеев. В плане математики он был полнейшим разгильдяем, хоть и умным. Он ею вообще не занимался, хотя все условия у нас для этого были. Зато он начал читать Библию и стал у нас в классе прямо-таки миссионером.
— И в чем это выражалось?
— Он постоянно рассказывал какие-нибудь истории из Библии. Мы все время спорили, есть ли Бог — это были 1988-89 годы, коммунистов никто не любил и в их сказки не верил. И вот пришел человек и сказал, что самое главное в жизни — Бог, а нам тут десятилетиями рассказывали, что Его нет. И для меня его слова оказались очень убедительными, хотя большинство одноклассников ими не прониклось.
— Разве Вам, человеку с математическим складом ума, хватило этих рассказов? Не хотелось доказательств?
— Нет. Вера — это же совсем другая область. Для меня всегда было ясно, что невозможно ни научно доказать, ни опровергнуть существование Бога. Так что выглядело все очень убедительно. Кроме того, мы тогда были увлечены рок-оперой «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос — суперзвезда», автор Эндрю Ллойд Уэббер — Прим. ред.). Так что я получил всю Евангельскую историю на красивом таком блюдечке. И только потом уже прочитал ее в Библии.
Крестился я лет в 15-16. У нас была семья советских людей, которые на Пасху ходят в церковь. Но после крещения воцерковленным человеком я так и не стал — не понимал, зачем нужно ходить в храм и участвовать в таинствах, мне казалось, что это все делают какие-то особенные люди. Я даже крестик через какое-то время снял, хотя всем продолжал говорить, что я человек крещеный, православный.
А потом начались проблемы с алкоголем. Мне кто-то посоветовал съездить в Серпухов к чудотворной иконе Богородицы «Неупиваемая чаша», перед которой молятся об избавлении от пьянства. Впервые именно там я по-настоящему молился — просто разговаривал с Богородицей, вглядываясь в икону. Какое-то время после этого я не злоупотреблял, но потом все вернулось на прежние рельсы. Я же говорю: это замкнутый круг, из которого ты либо выходишь, либо нет. Я видел несколько человек, которые выходили из этой мертвой петли и потом пили по чуть-чуть. Но я видел сотни людей, которые так и сгинули. В итоге мое воцерковление совпало с полным отказом от спиртного.
— Есть ли сейчас непонятные моменты или сложности, с которыми Вы сталкиваетесь в храме?
— Пока я не могу сказать, что хорошо знаю церковно-славянский язык, но читать надписи на иконах могу, алфавит знаю. В целом знаю структуру богослужения и понимаю, что происходит. А приходить в храм и жаловаться, что ты чего-то там не понимаешь — неправильно. Ты же не на семинар пришел. Иди и узнай, если тебе действительно интересно.
Мне вот тоже говорят: не знаю я ваших логарифмов, зачем вы мне свою книгу подсунули?! Не понимаешь — так не кичись своим невежеством. Исправь его, либо молчи, а если не хочешь ходить в храм — так никто и не гонит туда палками. Но это скорее обращение к старшему поколению. А болезнь молодых — нирванообразный пофигизм.
— А что для Вас Церковь? Что только она может Вам дать?
— Церковь дает мне якорь. Моя жизнь движется в безумном темпе. Практически каждую неделю я еду в какой-нибудь город, а чаще в несколько городов, чтобы там «проповедовать математику». Кроме того, я работаю на пяти работах и воспитываю четверых детей — по воскресеньям со старшими мы стараемся специально собираться, чтобы пообщаться нормально, а не мимолетом. Каждую субботу я, за редким исключением, хожу на лыжах или пешком весь день. Мы с группой таких же энтузиастов проходим очень большие расстояния. Плюс канал на Youtube… Без Церкви я бы давно сошел с ума, спился и сгинул. Покой и смирение, которые я получаю в храме, приводят в порядок все чувства и мысли, позволяют понять, что в жизни важно, а на что можно «забить», говоря языком молодежи. Ни одна область деятельности, ни одна новомодная «духовная практика» не могут даже близко сравниться с Живым Словом Иисуса Христа, которое ты слышишь в Церкви. И даже этот круговорот не может разрушить чувства, что где-то там, в Иной Жизни, покой все-таки наступит!
— Помогает ли Вам математика решать повседневные проблемы?
— Я очень хорошо рассчитываю свое время. Я постоянно вижу людей, которые опаздывают или назначают дел больше, чем могут сделать. А мне математика позволяет максимально структурировать свой день, хотя и у меня бывают ошибки. Для меня важна суть тех или иных процессов. Например, на днях я видел дикую давку в метро. Просто потому, что неправильно поставили заграждения. А математика может сделать жизнь людей проще и лучше.
— Выходит, если бы больше людей интересовались математикой, то многие бытовые проблемы решались бы быстрее?
— Да. Я считаю, что математика — это язык Бога. Он дал нам его, чтобы мы могли обустроить жизнь более-менее прилично. Человечество вышло из пещеры, переселилось в удобные здания — все это произошло благодаря математике.
Почему стена не падает? Это объясняет «сопромат» — чистая математика.
— А есть что-то непознаваемое в мире математики?
— Да, есть даже такая теорема Гёделя — о неполноте. Если без подробностей, то ее суть в том, что есть принципиально недоказуемые вещи. Математика, как и все остальные науки — это открытая книга. Все, что касается нашего мозга — противоречиво, потому что он противоречив сам по себе.
— Находите ли Вы в Церкви ответы на вопросы, на которые точная наука Вам ответить не смогла?
— Церковь — это вообще про другое. Нет какого-то общего поля взаимодействия точной науки и Церкви. Разве что моя голова. Она, с одной стороны, воспринимает мир через веру, а с другой — все анализирует.
— А есть ли в жизни вещи, которые нужно оставлять необъяснимыми?
— Да. В том смысле, что нужно признать их необъяснимость. Например, феномен телепатии, который, на мой взгляд, существует. Подчеркну, это мое личное мнение, которое я никому не навязываю. Да, пока это скорее область веры, а не знания, потому что мы не можем изучить телепатию. Но может быть, со временем в организме человека будут найдены какие-то центры, которые отвечают за нее. Есть еще немало вещей, которые нельзя объяснить — и это нормально. Мне с этим жить комфортно, а вот атеистам плохо, потому что для них наука тотальна и должна объяснять все — в этом и состоит их «символ веры», вместо нашего, настоящего.
«Мне приятнее быть первым из популяризаторов, чем сотым из ученых»
— Вы в своих лекциях часто рассказываете про теорию игр. Это про что? Про покер?
— И про покер, и о пробках на улице, и про выборы президента. Теория игр — вообще про все, где есть люди. Вот пример из жизни: дочь Света хочет вермишель, но она закончилась. Осталась только в тарелке у младшего брата. Брат капризничает, делиться не собирается. Что делает Света? Достает из холодильника торт и ставит перед ним на стол. Что происходит дальше?
— Это понятно — брат переключается на торт, и Света заберет вермишель. Но где тут игра?
— Игра — это когда ты манипулируешь другим человеком, прогнозируя его поведение. Строго по определению, теория игр — это предсказание чужого поведения. К казино, кстати, эта теория никакого отношения не имеет. Хотя мне предлагали для привлечения внимания поговорить на эту тему. Но в казино просто вращается рулетка, а для игры нужно минимум два человека. Оговорюсь — я плохо знаю устройство казино и могу ошибаться.
— А вот по-христиански, да и просто с точки зрения логики — где в таких играх, связанных с манипуляцией людьми, Вы видите угрозу? Где здесь тот предел, когда нужно говорить «стоп»?
— Прежде всего предел — в семье. Никаких игр между мужем и женой! Стопудово, дьяволу только этого и нужно! В семье, да и в общении с друзьями, нет места манипуляциям!
А вот в деловых отношениях, которые, в сущности, и являются игрой по некоторым правилам, я считаю подобный «игровой подход» допустимым. Разумеется, в конечном счете только сам человек способен почувствовать, где для него пролегает эта тонкая грань.
— Но все-таки, почему Вы отказались от предложения затронуть в лекциях тему азартных игр?
— Потому что моя цель не заработать кучу денег, а служить людям. У Бога о каждом человеке есть свой замысел: кто-то будет трактористом и будет счастлив, а кто-то — популяризатором математики. Я уверен, что раб Божий Алексей Савватеев именно для этого был создан Богом — для «проповеди» математики среди русскоговорящих! Когда я долго не «проповедую» математику, у меня внутри все горит, я себе места не нахожу и постоянно думаю, где бы мне еще выступить.
— А как понять этот замысел Бога?
— По этому самому горению. Меня часто спрашивают, почему я не ученый-математик в классическом смысле. А у меня просто руки опускаются, когда мне нужно прочитать 100 научных работ для детального изучения темы исследования. А вот когда эти 100 работ нужно прочитать для того, чтобы на их основе что-то объяснить другим людям — пожалуйста, с радостью изучу их!
— Ваша цитата: «Мне приятнее быть первым из популяризаторов, чем сотым из ученых». Что Вы имели в виду?
— Мой уровень был вполне сопоставим с теми, кто находился в авангарде математической науки. Без ложной скромности. Но математиков этого уровня в стране около ста человек, а вот среди популяризаторов я первый. Я выбрал именно ту область, где мог быть первым и стал им. Больше мне ничего не надо.
— Это как у режиссера Алексея Балабанова: «Главное в этой жизни найти своих и успокоиться»?
— Да. Я нашел своих и сферу, которая мне была интересна с самого детства. И все стало понятно — это мое личное служение, которое я и буду продолжать.
— Для чего обычному человеку, уже получившему среднее и даже высшее образование, изучать математику?
— Люди с образованием тоже очень часто ломаются на вопросе о цели их жизни, об их предназначении. Математика дает серьезное расширение кругозора и тем самым запускает механизм решения этого вопроса. В конце концов, Господу нужны интересные собеседники.
Беседовал Кирилл Баглай
Фото на заставке Александра Гаврилова
cайт «Фомы»: https://foma.ru/moya-czel-zastavit-kak-mozhno-bolshe-lyudej-somnevatsya-glavnyj-populyarizator-matematiki-v-rossii-o-chudesah-teorii-igr-i-alkogole.html
P.S
Ответ на задачу:
https://www.youtube.com/watch?v=lU0HaUEi_Bk&feature=emb_logo