Главный железнодорожный музей России (часть 1)
ru_railway — 20.11.2017 Оригинал взят у fundin_of_moria в Главный железнодорожный музей России (часть 1)?В субботу ездил в Санкт-Петербург на организованную пресс-службой РЖД и Сергеем Сигачёвым (так же известным как periskop) экскурсию в новый Центральный музей РЖД с целью посмотреть, что это такое и потом попытаться максимально достоверно рассказать об этом, тем более, что многие этот музей ждали, да и, чего греха таить, нужно было для себя понять, насколько верны отзывы самых-самых первых посетителей, где было было больше эмоций, чем взвешенной оценки.
Немного пафоса: процитируем официальный сайт: "Главный железнодорожный музей России и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Торжественное открытие, приуроченное к 180-летию железных дорог России, состоялось 30 октября 2017 года." Звучит захватывающе, не так ли?
От арки бывшего Гатчинского двора на привокзальной площади до музейного входного павильона по прикидкам - метров 150 (яндекс говорит, что 160), и, как выясняется, очередь растягивается на это расстояние и даже дальше, чуть ли не до выхода из ст.м. "Балтийская" (а это уже, ни много ни мало, четверть километра!) Теряюсь в догадках, любовь ли это к истории железных дорог или же неистребимая банальная тяга к "халяве"?
Мы же проходим по пустынной парковке, чем-то напомнившей мне троллейбусную конечную около ст.м.Киевская, и оказываемся внутри здания, которое, как следует из надписи на табличке, является "Зданием для помещения паровозов и мастерских при Петеребургской станции Петергофской ж.д.", т.е. самым что ни на есть историческим паровозным депо.
...
Через несколько часов тут будет очередь
Сотрудники РЖД, обеспечивающие наш визит
Паровоз типа "Ь", этот тип интересен тем, что в него в 1912 году объединили множество различных подклассов паровозов сходной мощности но разной конструкции и осевой формулы
Паровоз типа "Я"(?)
Первое впечатление: масштабно и такого в России я, пожалуй, ещё не видел. По сравнению со старым Питерским музеем железной дороги на Варшавском вокзале - качественный прорыв. За Москву, конечно, стало обидно: наш музей на Рижском вокзале не идёт ни в какое сравнение: во-первых, наиболее ценные экспонаты находятся в закрытом помещении: например, уникальный тепловоз ТЭП80 с номером 0002 (т.е. второй построенный экземпляр), разогнавшийся до 271 км/ч во время испытаний под Лихославлем /см. видео с испытаний, в обиход известное как "побалтывает машину"/; во-вторых - то, что не смогли поместить под крышу по тем или иным причинам, размещено на открытой площадке с комфортным доступом и обзором для посетителей - например, тот же БЖРК "Молодец", который на Варшавском вокзале воспринимался незнающими людьми какой-то "торчащей посреди вагонов трубой от котельной". Пожалуй, что серию фото "было/стало" размещу в одной из следующих частей рассказа, где буду рассказывать об уличной части экспозиции.
Начали осмотр с почти классических музейных залов: изобретение колеса, изобретение рельсов, переход от деревянных рельсов к чугунным, что было прекрасно проиллюстрировано натурным экспериментом на макете: был проведён заезд двух вагонеток, едущих по рельсам из разных материалов. Увы, не успел зафиксировать этот момент в динамике, возможно, это удалось кому-нибудь из соучастников.
Деревянная вагонетка для перевозки руды
Макет паровоза Черепановых, 1:1. Обратите внимание на дым, спроецированный на стену!
...
Вокзал в Павловске и макет Петербургско-Царскосельско-Павловской линии
Тот самый натурный эксперимент с деревянными и чугунными рельсами
Паровая машина и первый паровоз "Coalbrookdale"
...
Паровые машины и первые паровозы, в частности можно узнать "Механического путешественника" и "Ракету"
Тут стоит сделать ремарку: музей только открылся, доступен для посетелей меньше месяца! Некоторые модели находятся в процессе пусконалодочных работ, поэтому являются статичными, хотя по задумке создателей - должны быть действующими макетами, чтобы демонстрировать посетителям динамику процессов. Выражаясь куда более привычным мне IT-языком, проект находится в стадии публичного бета-тестирования.
Кое-что всё же показали, например модель шагающего паровоза (см.статью "Механический путешественник") - создавший его инженер Уильям Брунтон полагал, что своими расположенными позади будки ногами он будет отталкиваться от земли или шпал между рельсами для движения вперёд. Разумеется, эта ветка развития рельсового транспорта - тупиковая... но если на мгновение представить, что она бы по каким-то причинам стала основной, то реальностью могла бы стать "железнодорожная многоножка" как альтернатива моторвагонному подвижному составу.
...
Макет Царскосельской железной дороги, самой первой в России
Интересно, фигурки будут красить или оставят деревянными как есть? Оба варианты имеют свои плюсы и минусы
Станция Царское Село
Паровоз "Проворный", ходивший по Петербургско-царскосельской линии
Вальс "Павловский вокзал" и посуда тех времён
Ещё одна прикольная штука - возможность послушать железнодорожные звуки ушедшей эпохи, что выполнено в виде прикольных медных слуховых трубок.
Вообще, не покидает ощущение, что современные музеи это здорово, нет в них какого-то классического/академического занудства. Макетная часть здесь совсем небольшая, меньше даже, чем в музее РЖД на Рижском вокзале в Москве, что огорчит самых маленьких посетителей. С другой стороны, в Санкт-Петербурге это легко компенсировать посещением Гранд-Макета Россия). Кстати, дым от паровоза Черепановых, проецируемый на стену как бы из его трубы - тоже очень мощная задумка!
В этом же зале размещено шикарное наглядное пособие для детей и любопытных взрослых: макет паровоза Щ (1-4-0) в разрезе, выполненный примерно в соотношении 1:3 с двигающимся внутри цилиндра паровой машины поршнем и передачей движения на ось. Очень круто!
Тут же уголок моды и XIX века, сопровождаемый рассказом гида о том, почему вокзал стали называть вокзалом. Это известная история, не буду пересказывать.
Макет Великого Сибирского Пути (?)
Макет паровоза Щ и волшебные трубы с железнодорожными звуками паровозной эпохи
Ещё один любопытный экспонат: интерактивный стол министра путей сообщения. Эдакий планшет размером со стол. Диковинка сразу становится объектом всеобщего внимания
Не удержался, тоже зафиксировал, что там происходит
Витрины с картинами и чертежами
...
...
...
Из любопытного ещё стоит отметить, пожалуй, расположенные рядом интерьеры вагонов 3 и 1 класса - главный вывод: современные плацкартные вагоны и СВ (т.е. сопоставимые по классам) куда ближе друг к другу по базовому комфорту, чем их предшественники более ста лет назад.
Мы же переходим в следующий зал, где размещаются натурные экспонаты. Продолжение следует.