
Гламур - это миф, реальность или уловка общества потребления?


- Марлен Дитрих - гламур?
- Андреа Теодорова - гламур?
Историк моды трактует сие явление весьма вольно, так сказать, рисует широкими и вольными мазками. Смысл книги - сказать, что гламур представляет собой уникальное явление: он может заворожить своей сказочной красотой, но может и шокировать, превращаясь в вульгарную показуху. Он завоевал поп-культуру и коммерческий рынок, он проник в повседневный досуг, в быт, и, разумеется, в моду. Автор не мелочится и начинает ...с наполеоновской эпохи и шурует до наших дней. Для него Бонапарт и его двор, как раз, гламурны, как гламурен для него... Вальтер Скотт, не говоря уже о Байроне и о главном денди - Джордже Браммелле. Потом наступает черёд звезд Голливуда, куртизанок, спортсменов, топ-моделей, Арманей и Версачей. Ребята, там есть всё, что автор «...знал о мехах». Эта книга не просто интересна, как набор фактов - она показывает нам универсальность и многозначность этого понятия и - явления. Гламур, как волшебство и сияние звёзд. Белокурая Венера Марлен Дитрих с отрешённым лицом неземной красоты. И - гламур, как стиль провинциальных ларьков. Мой вам пример - болгарская певица Андреа Теодорова. Если вы всё ещё смеётесь над российскими блондинками, поющими про бананы-кокосы и бриллианты, то ради интереса познакомьтесь с таким направлением (?) болгарской музыки, как чалга. О, вас ждёт много прекрасных открытий, после которых даже самая попсовая попса покажется вам Сен-Сансом. (Хотя, изначально, чалга - это просто поп-фольк. Ну да, деградировало понятие, как в России низвелось слово «шансон»).
- Реальность, создаваемая Хорстом П.Хорстом, считается
образцом гламура.
- Личность Пэрис Хилтон тоже считается образцом
гламура.
Вспомнить, когда же именно слово «гламур» впервые прозвучало в России – сложно. Во всяком случае, в 1998 году оно требовало некоторой расшифровки даже для читателей журнала ‘Vogue’: «…Валентино, этот итальянец, получивший прозвище ‘Le Chic’ остался певцом утончённости и рафинированной роскоши, которую глянцевые журналы именуют словом ‘glamour’» (‘Vogue’ №4 1998.) Собственно, это и является дефиницией гламура – утончённость и рафинированная роскошь. Тогда почему люди так упорно называют гламурными всех китчевых красоток, решивших создавать микс из худших проявлений Кристины Агилеры и Пэрис Хилтон? Это же - полная противоположность утончённому шику и уверенно-богатой жизни! Гламур - это, прежде всего, изначальное богатство или умелая его демонстрация. Умелая, дорогие мои! Это - некая волшебная реальность, которую мог, к примеру, создавать фотограф Хорст П. Хорст. И, разумеется, «гламуром» нынче именуют всё (или почти всё), что связано с жизнью богатых, знаменитых и успешных - гламурная party, гламурный макияж, гламурная персона в гламурном прикиде и так далее. Даже есть такой очаровательный журнал - ‘Glamour'. Небывалый случай - название есть, а с определением напряжёнка. Гламур исторически связан с праздностью, с сибаритством, с тем, что в Италии называют ‘dolce far niente' (приятное ничегонеделание). Так что офисная вуман, даже если она вся оденется в ‘Versace' и надушится эксклюзивным ароматом, гламурнее от этого не станет - это не наш стиль жизни. Мы - рабыни дресс-кода.
- Gertrude Vanderbilt Whitney для журнала
'VOGUE'.
- Эллочка Щукина из кинофильма про стулья...
На мой взгляд, гламурный человек - уверен в себе. Более того - он сам создаёт моду, как уже упомянутый тут Браммелл переодел всю английскую знать в тёмные неброские фраки. Русский денди Онегин был только подражателем. Марлен Дитрих любила шокировать всех своими брючными костюмами. Она не следовала, но создавала своё. Гламурная персона не участвует в соревнованиях - она живёт в своём ритме. Богатая, спокойная, равнодушная к рёву толпы. Вандербильдиха. Как только появляется суета - всё. Из Вандербильдихи она скатывается до Эллочки-людоедки. Это, как раз, две стороны гламура, которые очень чётко описали Ильф и Петров. Законодательница и подражательница. Роскошь и подделка. В середине 2000-х на просторах интернета развернулась тема так называемого «гламурного фашизма» - её апологетами оказались модные и продвинутые ребятки, как правило, из обеспеченных семей - дети нуворишей нашли эталон и отправную точку. Смысл концепции – именно эстетика Третьего Рейха несла в себе зачатки того, что мы сегодня именуем сладким и роскошным словом «гламур», тогда как советский мир был бесполо-пуританским, немодно-лапотным, краснознамённо-месткомовским, да и просто поганым. И – любимый рефрен про «зловещую красоту от Хьюго Босса», который, между нами говоря, никакой эсэсовской формы не разрабатывал. Автором «гламурного шика СС» явился Карл Дибич – специалист по геральдике, который взял за основу эстетику «чёрных гусар» (гусар смерти) Фридриха Великого.
- Воспалённая фантазия и суровая быль.
Собственно, прусский мир, генетически связанный с реальным Третьим Рейхом, никогда не был роскошен, шикарен, изыскан. Напротив, он оказался связан с унификацией и с жёстким подчинением, а именно эти понятия ярко противоположны гламуру. Разумеется, гламурный фашизм опирается на придуманный мирок Тинто Брасса, Лилианы Кавани и прочих режиссёров, работавших в скандальном и не эстетичном жанре nazi-exploitation. Собственно, гламурный фашизм - это одна из дешёвых и отталкивающих разновидностей порно-шика. По счастью, сейчас тема «гламур-фашизма» перестала быть популярной в сети - то ли потому что сам гламур, по мнению модных обозревателей, «умер вместе с началом кризиса», то ли позолоченные мальчики, предпочитавшие сладенького душку-Гейдриха, повзрослели и занялись каким-нибудь суперэффективным менеджментом... Да, умер ли гламур, как таковой, после начала кризиса? Эту фразу в 2008-2010 годах регулярно повторяли все журналы мод. Но какой именно гламур умер? Писалось, что на смену гламуру притопал гранж, как ярое отрицание шика. Потом статьи «на смерть гламура» как-то прекратились, видимо потому, что это слишком неуловимое и не определимое явление, чтобы его хоронить. Умереть может что-то реальное. А гламур - это миф.
|
</> |
