«Тайна железной двери» и сакральная сила КЦ.
zina_korzina — 22.09.2013...Потом, поняв, что с помощью волшебных спичек можно создавать и рушить всё, что угодно, Толик принимается экспериментировать - он по-детски просит себе то мороженое, то велосипед, то...добрую маму, которая всё позволяет. Мораль ясна и проверена - лёгкое счастье от лукавого. Параллельно нам показывают, как скрипит мозгами его лучший друг - тугодум Мишка, пытающийся сам учить уроки и как весь день пиликает на скрипке дворовый интеллигент Лёнечка. Без труда, так сказать, ни хрена не выловишь, даже при наличии импортного спиннинга. Что, собственно, очень верно. Волшебные спички - дар мелкого беса. Труд - путь к Богу. Мальчик-Волшебник внимательно наблюдает за поступками Толика, записывает их в чёрную книжечку и пока тот врёт и делает подарки только самому себе, он нравится обладателю волшебных спичек. Но как только Толик начал портиться, Волшебник забирает и спички, да и самого Толика на свой Остров, или - в свою реальность, на свою планету. Вообще, тема спичек, как некоей сакральной или же высшей силы, не единожды присутствовала в нашем кино - уже в середине 1980-х в культовой комедии «Кин-Дза-Дза» спички имеют функцию денег и, обладая КЦ, можно иметь на Плюке всё, что душе угодно. Так что будем считать остров волшебника - ещё одной планеткой в галактике Кин-Дза-Дза, куда можно проникать через портал, расположенный в трансформаторной будке.
Разумеется, советскому ребёнку этот киносюжет преподавал уроки правильного поведения - нельзя быть вруном, бездельником, жадиной. Нельзя - неприлично - любить себя. Сейчас это кажется забавным, ибо пресловутая любовь к себе пропагандируется психологами, социологами, модными писательницами и, разумеется, вездесущей рекламой. Ведь ты этого достойна! Любить Себя - это приказ общества потребления, ибо любящие себя скупят всё и наберут кредитов, дабы соответствовать Себе-Любимому. Люби себя любого - полуграмотного, тупого, немытого, кривого, косого, бездельного. В фильме же нам показывают, что Любящий Себя мальчик-Волшебник с его вензелями в форме буквы Я и безмерным самолюбованием - это не просто глубоко несчастный выродок. Это - абсолютное зло. В СССР не было вещей религиозного содержания, зато было много аллюзий - Волшебник - это всё тот же дьявол. Послушайте, что он говорит - он подпитывается человеческими подлостями и завистью, хвалит за плохое и наказывает за хорошее. Любит себя и... одинок, как положено. Если уж переходить на терминологию Лукьяненко, то это - тёмный иной. Но самое интересное с точки зрения картинки, это - футуристический остров.
Модный в 1960-х минимализм и алюминиевый хай-тек соседствуют здесь с бездушными гипсовыми статуями и масками самого Волшебника. В принципе, Кстати, все эти статуи и маски, комнаты и порталы напоминают обстановку в другом кинофильме эпохи - «Отроки во Вселенной». Немного напоминает и антураж киноверсии «Туманности Андромеды». Так что эту сказку можно посмотреть (или пересмотреть) хотя бы ради интереснейшего дизайна. Ну так вот. В конце-то концов спички Волшебника теряют свою силу, а он без них - просто обиженный одинокий мальчик. Зато они - КЦ - превращаются в универсальный эквивалент, как бы в память об их былой сакральной силе. И, разумеется, в финале картины (как, собственно, и в «Кин-Дза-Дзе») главный герой попадает в точку времени, с которой всё и начиналось. То есть его время отмотано назад, будто ничего с ним и не происходило. Так сказать, Перезагрузка. В общем, вот такой фильм - приговор этой самой Любви к Себе. Для советской морали - норма, а сейчас выглядит, как некое юродство. Надеюсь, что за нелюбовь к себе каменьями побивать всё-таки не будут. Ну, хотя бы в ближайшие 100 лет...
|
</> |