Гигантские статуи как самый большой экспорт КНДР
remch_ch — 06.06.2018 Лоренс Поллард Би-би-сиСеверная Корея производит не слишком много товаров, способных заинтересовать покупателей во всем мире. Однако ее искусство является чрезвычайно востребованным, особенно в Африке.
Вас, возможно, удивит то обстоятельство, что КНДР готова с радостью воплотить в жизнь ваши смелые художественные замыслы.
Как насчет плакатов, гобеленов, "ювелирных" картин с использованием техники нанесения на полотна полудрагоценных камней?
А может быть вы хотите что-то более солидное (во всех смыслах), например, гигантский бронзовый памятник милому вашему сердцу диктатору или освободителю народов?
Художественная студия "Мансудэ" готова вас внимательно выслушать.
Она была основана в 1959 году для того, чтобы удовлетворить колоссальную потребность северокорейского режима в пропагандистской продукции.
Огромные памятники, плакаты и транспаранты, которые вы видите на кадрах трансляций военных парадов из КНДР, равно как и бесчисленные плакаты, ставшие неотъемлемой частью повседневной жизни граждан Северной Кореи, - все это результат труда четырех тысяч сотрудников художественной студии "Мансудэ".
"Она расположена в Пхеньяне, Мансудэ – название одного из его районов", - говорит Пьер-Луиджи Чечиони, итальянец, который является единственным представителем студии в мире.
"На самом деле, это больше похоже на кампус, чем на мастерскую, даже скорее студию, самую большую в мире", - добавляет он.
Статуи на экспорт
Студия недавно закончила гигантское вышитое панно для одного из мировых брендов индустрии моды Benetton и выполнила внутреннюю отделку музея в Камбодже. Однако больше всего клиентов у Отдела внешних проектов "Мансудэ" - в Африке, где его продукция пользуется большой популярностью.
Экспорт произведений этого смелого, прямого, авторитарного стиля стартовал в начале 1980-х годов в виде дипломатических подарков социалистическим или неприсоединившимся странам от северокорейских братьев.
А с недавних пор он стал ценным источником твердой валюты для КНДР, и художники и другие умельцы из "Мансудэ" работают в Анголе, Бенине, Чаде, Демократической Республике Конго, Экваториальной Гвинее, Эфиопии и Того.
СМИ в Зимбабве утверждают, что два гигантских памятника Роберту Мугабе ждут своего часа, чтобы после смерти президента увековечить его память.
Однако самой известной работой "Мансудэ" является гигантский Монумент африканского возрождения в Сенегале. 49-метровая скульптура была открыта в 2010 году. По оценкам, студия за свою работу получила десятки миллионов долларов.
Искусство КНДР популярно у африканских лидеров, судя по всему, по двум причинам. Во-первых, потому что их устраивает цена. Сенегал заплатил за монумент северокорейцам землей, которую они тут же перепродали за наличность.
Вторая же причина – стиль. "Русские и китайцы больше таких вещей не делают, - говорит арт-критик Уильям Фивер. – Популярность заключается в декларировании очевидного, а именно в том, что размер – главное".
По его словам, энтузиазм, с которым воспринимаются эти работы, - в самом их стиле, который, в свою очередь, воспринимается как часть процесса формирования национальной идентичности.
"Вспомните гору Рашмор, которая является американской версией этой концепции, она подобным образом прославляет отцов-основателей новой страны, которая хочет утвердиться в мире", - говорит искусствовед.
Проблема сходства
Неподалеку от столицы Намибии Виндхука расположена огромная площадь для проведения парадов, трибуна и военный мемориал, посвященный борьбе за независимость страны, - "Акр героев" - еще одно произведение мастеров студии "Мансудэ".
"Это гигантский памятник высотой более 11 метров Неизвестному солдату, который очень похож на первого президента Намибии Сэма Нуйому, - говорит корреспондент Би-би-си Фрок Дженсен. - Ни посетителей, ни автобусов с туристами, всего лишь одинокий бабуин, который убегает, когда я приближаюсь к монументу".
Президент Нуйома наверняка принимал участие в решении того, как увековечить память Неизвестного солдата, поэтому это, возможно, тот случай, когда двух зайцев можно убить одним бронзовым изваянием.
Если говорить о сходстве, то одно по меньшей мере не вызывает сомнения – Неизвестный солдат похож на африканца. В свое время тогдашний президент Сенегала Абдулай Вад жаловался на то, что гигантские фигуры в Дакаре были очень похожи на азиатов, и скульптурную композицию пришлось переделать.
Недавний (2011 года) памятник первому президенту Мозамбика Самору Машелу в Мапуту считается не самым лучшим портретом политика, да и бывший президент Демократичекой Республики Конго Лоран Кабила, увековеченный в памятнике в Киншасе, как будто одет портным Ким Ир Сена.
"Эти памятники будто специально созданы для того, чтобы их повалили, - говорит историк Адриан Тиннисвуд. – И они странным образом выглядят по-северокорейски. Они являются декларацией об освобождении, но демонстрируют отсутствие уверенности в своих силах: где те африканские художники и скульпторы, которые с большим успехом могли бы отобразить африканское самосознание?"
Но что насчет северокорейских художников и скульпторов и их самосознания? Можно ли их назвать несостоявшимися пикассо, которых заставляют штамповать идеологически правильные с точки зрения партии произведения?
В ином мире
Пьер-Луиджи Чечиони показал некоторым северокорейским мастерам итальянские художественные галереи.
"Они многое знают о классике, - говорит он. – Абстрактное и концептуальное искусство они находят забавным. У них вовсе нет презрительного отношения или чего-нибудь вроде этого. Они просто считают, что им это не нужно".
"Они имеют завидное положение, в отличие от западных художников им не нужно беспокоиться о продаже своих работ, они получают зарплату. Они имеют признание и получают льготы. Те люди, которых я знаю, похоже, живут счастливо, они чувствуют себя частью чего-то большего", - говорит Чечиони.
На сайте http://www.mansudaeartstudio.com , за работой которого следит Чечиони, можно получить представление о работах студии.
В них большой выбор предметов искусства самых разных размеров, изготовленных из разнообразных материалов, с уклоном в сторону цветов и солдат. Эти высококвалифицированные мастера, в основном анонимные, работают ради высоких целей, они не заинтересованы в получении прибыли и обитают в совершенно ином мире, отличном от мира художников в других странах - и завидуют им не многие.
Но если вдруг, вы чтобы пошутить, или еще ради чего-то вдруг решите обзавестись гигантской бронзовой статуей, изображающей человека, как будто пытающегося остановить такси, то кому вы позвоните?
http://www.bbc.com/russian/international/2016/02/160216_north_korea_statues_export
|
</> |