гиены против леопардов, США против НЛО, тетушки против одинокой старости
aeruphobia — 24.07.2022 три довольно старых фильма в разных жанрах.историческая драма, фантастика, черная комедия.
выкладываю в порядке, обратном хронологическому, но от серьезного - к легкому и смешному.
Леопард
Il Gattopardo
1962, режиссер Лукино Висконти
эпоха итальянского Рисорджименто - объединения разрозненных провинций. Гарибальди, падение Палермо, народные волнения, перемены в классовой структуре - идет середина XIX века.
в центре сюжета - семья графа Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер). благопристойная жена, с которой он произвел на свет семерых детей, но "ни разу не видел ее пупка". те самые дочки, послушные и мечтающие о удачном браке. и любимый осиротевший племянник Танкреди (Ален Делон), который нравится одной из дочерей, но посматривает в сторону дочери местного нувориша Анджелики (Клаудиа Кардинале).
вся драма в том, что умный и властный граф осознает, что живет в эпоху перемен, что его роль уже никогда не будет такой, как прежде, что новые люди - это не старая благородная кровь, а те, кто активнее, физически сильнее, предприимчивее.
он ворчит, много думает, иногда высказывается, что на месте леопардов (как он) скоро будут гиены (как отец Анджелики), но при этом отказывается принимать участие в общественной жизни, пренебрегает предложением занять место в сенате и одобряет брак племянника с Анджеликой - девушкой красивой и вроде неплохой, но дурно воспитанной и несколько распущенной на фоне графских дочек.
фильм сравнивают с "Унесенными ветром", и даже с "Войной и миром", но это сходство скорее в плане исторического момента.
сюжет у "Леопарда" очень небольшой, стиль - неторопливое созерцание, очень красивая картинка, передающая в деталях атмосферу эпохи.
событий в фильме немного, мы больше наблюдаем со стороны, и если бы не мощная фигура графа и мастерство Ланкастера, боюсь, фильм распался бы на отдельные картинки и стал бы гораздо скучнее.
но мимика Ланкастера, меткие фразы его героя, его постоянно растущее напряжение (под конец ему просто не хватает воздуха) - это то, что удерживает внимание зрителя.
красивая парочка вторым планом всего лишь украшение, олицетворяющее перемены во всем - роли аристократии, нравственности, бизнесе.
а граф медленно и с достоинством покидает сцену.
снято по мотивам одноименного романа Джузеппе Томази Ди Лампедуза.
Земля против летающих тарелок
Earth vs. the Flying Saucers
1956, режиссер Фред Ф. Сирс
молодожены - ученый, глава космической программы (Хью Марлоу), и его жена (Джоан Тейлор) - по дороге из машины наблюдают близко подлетающее НЛО. поскольку в это время ученый вел аудиозапись своих мыслей, а в момент наблюдения замолчал и не выключал диктофона - гул, издаваемый тарелкой, также записался.
когда тарелка спустилась на базу, встретили ее неприветливо, а выходящего из-под защитного экрана инопланетянина расстреляли.
так начался не слишком доброжелательный контакт с инопланетной цивилизацией. и когда оказалось, что можно наладить переговоры, легче не стало.
достаточно воинственное кино со смешными резиновыми черными человечками, стреляющими фосфоресцирующей субстанцией из разного вида орудий.
прехорошенькая жена доктора - как бы боевая подруга, но едва не сломавшаяся от взаимной жестокости обеих сторон контакта.
сюжет предельно однозначен (кругом враги) и, кроме весьма линейного экшена, мало что содержит.
использовано множество документальных кадров различных чрезвычайных происшествий. но и съемки, в которых тарелки крушат американские города, весьма эффектны.
позже фильм был раскрашен.
Мышьяк и старые кружева
Arsenic and Old Lace
1944, режиссер Фрэнк Капра
театральный критик Мортимер (Кэри Грант), проповедующий холостяцкое счастье, тайно женится на милейшей Элейн (Присцилла Лейн).
его родной дом, где живут две престарелые тетки, и дом Элейн соседствуют - между ними только кладбище. может, оно и задает тон всему фильму, но это не самое зловещее место в сюжете, а наоборот, самое безмятежное.
впрочем, зло в фильме весьма веселенькое, что немного странно, ибо история имеет реальную основу. правда, весьма сильно перелицованную.
Мортимер никак не может сойтись с Элейн и уехать в запланированное свадебное путешествие на Ниагару, потому что в доме тетушек все время что-то происходит.
а как иначе, если в нем нет ни одного адекватного человека? и он магнитом притягивает еще целую кучу таких же, включая забытого родственника с довольно преступными наклонностями.
старинная черная комедия, выдержанная и филигранная. все очень искусно выстроено, и неудивительно - снято по пьесе, имевшей большой успех и написанной с использованием истории женщины - серийной убийцы.
замечательные второстепенные персонажи, один из которых мнит себя Рузвельтом, а другой вылитый Борис Карлофф, но не он .
милейшие тетушки, вообще не понимающие, что они творят, то есть им-то кажется, что они причиняют добро и даже не скрывают этого.
прекрасное смешное кино для тех, кому интересно, как выглядел черный юмор 80 лет назад.
|
</> |