Гибкая палуба. Жизнь в США. Программа ZELMAL
p_d_m — 05.08.2019 [Гибкая палуба. Часть 1][Гибкая палуба. Часть 2]Два поста ( Раз, Два ) шестилетней давности про "гибкую палубу", она же flexible deck, рассказывали про британскую историю этого замечательного изобретения инженерной мысли. Продолжение в двух-трех частях будет про жизнь британской идеи в США.
Когда с началом эскалации советские бомбардировщики уничтожат все аэродромы в Европе то ответного удара дислоцированной там американской авиацией может не случится. Для избегания такого казуса в начале 50х в ВВС США придумали запускать самолеты возмездия с направляющих с помощью отделяемых ускорителей, а приземлять на легко развертываемые и мобильные "резиновые аэродромы", те самые которые так же звались "гибкими палубами". В таком режиме взлета-посадки шасси самолету не нужно, что дает ему серьезный выигрыш из за освободившейся массы, а стартовые позиции можно скрытно развернуть где-нибудь в лесу поближе к границе СССР. Так что и без советских бомбардировщиков концепция заслуживала внимания. Был план использовать в качестве машины для такой системы что-нибудь в классе NA B-45 Tornado, но тут подоспел Republic F-84 Thunderjet в варианте носителя ядерной бомбы (модификация F-84G) и в дальнейшем именно он стал претендентом номер один.
Программа ZELMAL, Zero Length Launch/Mat Landing стартовала в начале 50х, в ее рамках были проведены и запуски "нулевой длины", и посадки на мат. Реализация была доверена фирме Martin. Потому что она как раз в это время занималась крылатой ракетой наземного старта Martin MGM-1 Matador, стартующей с помощью ускорителя с направляющих. И вес и габариты ракеты были приблизительно близки к таковым у Thunderjet'а. За резиновый мат отвечала Goodyear, потому что она разбиралась в резине.
И вот 15 декабря 1953 года на авиабазе Эдвардс, Калифорния был проведен первый запуск EF-84G. Обозначение "EF-84" получали все экспериментальные "Тандерджеты" участвующие в разных программах: экспериментах с воздушной заправкой, с подвешиванием и пристыковываниям к стратегическим бомбардировщикам и прочее, но модификация "G" использовалась только в ЗЕЛМАЛе. Этот запуск был пока беспилотный. Старт производился с той же платформы-автоприцепа с которой запускали "Матадор", разгонный блок тягой в 23500 кг был тоже от этой ракеты. Финиш был где-то в безлюдной пустыне с фатальным исходом для самолета. Второй запуск совершили 5 января 1954 года, с пилотом. Храбрецом стал летчик-испытатель Robert Turner. По его словам перегрузки были сравнимы с теми, что летчик испытывает при старте с катапульты авианосца - 3g, 3,5g. Посадили F-84 обычным образом на обычную ВВП. Уже 28 января был совершен следующий старт который прошел так же гладко и тем же порядком.
1. На этом самолете (s/n 51-1225) был проведен первый "зеро-пуск" с пилотом и первая посадка на мат по проекту ZELMAL.
К сожалению неизвестно как модифицировался "Тандержет" EF-84G под старт с рампы и посадку на маты. Ставили посадочный крюк, есть упоминания что внедрили систему автоматической уборки закрылков при зацеплении троса - дабы не повредить ни мата ни закрылков. Логично предположить что были внесены изменения в конструкцию для крепления разгонного блока от "Матадора" и для размещения самолета на рампе.
В один прекрасный момент решили что пора надуть аэродром и начать с ним работать. Посадочная площадка мата была размерами 245 на 25 метров и толщиной метр т.е. по длине/ширине она была почти в два раза больше британской. Но и EF-84G был существенно тяжелее "Вампира", и скорость его приземления была в полтора раза выше. Система захвата самолета была та же - посадочный крюк ловил один аэрофинишер. Однако в процессе развертывания привезенного на нескольких грузовиках-трейлерах коврика оказалось что он спускает воздух и его отправили обратно фирме-поставщику. Первая посадка на мат произошла только 2 июня 1954 года, взлет при этом был сделан с рампы. Закончилась она плохо, хотя и не трагично - на месте пилота истребителя находился тот же испытатель Роберт Тернер, в процессе приземления (приматнения?) крюк пропорол весь коврик и в результате жесткой посадки он получил сильную травму позвоночника. Есть еще версия что неправильно сработала система автоматической уборки закрылков и они убрались еще до зацепления, и поэтому все пошло не так. Но впрочем первое не противоречит второму. Самолет был разбит и списан, а Тернер несколько месяцев восстанавливался. Вторая посадка на мат в декабре 54го прошла без разрушения самолета и вообще нормально, за исключением того что еще один летчик (George Rodney) чуть не сломал себе шею. Хотя пилот был надежно зафиксирован в кресле его голова от удара при приземлении рывком опускалась на грудь приводя к серьезной травме. Этот второй случай стал последним в ВВС, приземляться на резинодром больше не решились, и конечные три буквы сокращения "ZELMAL" отпали и больше никогда не воскрешались. А вот эксперименты с "нулевым стартом" продолжились и дальше, всего было выполнено 28 пусков "Тандерджетов" с рампы. Позже часть "ZEL" зажила самостоятельной жизнью став проектом ZEL, который заключался в запуске гораздо более тяжелого и продвинутого North American F-100 Super Sabre. Тот же фокус, видимо для закрепления материала, позже проделали с F-104.
2. Единственное найденное фото посадки EF-84G на мат. Это вторая попытка с пилотом George Rodney.
В вариант EF-84G были переоборудованы: борт 51-1225 (бывший F-84G-15-RE) который разбил Тернер, и 51-694 (F-84G-1-RE) на котором совершил посадку Родней. Есть фото 51-867 на стартовой установке и упоминание о 51-769 (наверное это тот самый, который разбили в первом беспилотном запуске), оба переделаны из F-84G-1-RE.
3.
4.
5. Очень красочная картинка.
6.
7.