Г.Гессе «Игра в бисер» как предлог к разговору о современной культуре.

топ 100 блогов chto_chitat06.03.2010  Г.Гессе «Игра в бисер» как предлог к разговору о современной культуре.
Герман Гессе (1877 – 1962) - немецко-швейцарский писатель, лауреат Нобелевской премии.
Напомню фабулу «Игры в бисер». Действие книги происходит в вымышленном месте обитания духовной элиты - утопической провинции Касталия, которая создана ради сохранения в неприкосновенности накопленных человечеством духовных богатств. Главным занятием касталийцев и высшим воплощением тенденции сближения науки, искусства и религии стала Игра в бисер как некий всемирный язык людей духа. Хотя книга и относит нас в далекое будущее, создается стойкое ощущение, что описываемые времена - это чуть ли не средневековье. Связано оно с тем, что Гессе считал, что присущая XV – XVIII векам духовность утеряна в наш «фельетонный век», как он его называет.
Касталии и ее представителю Магистру игры в бисер Иозефу Кнехту противопоставляется «другой мир, где царили не дисциплина и духовность, а инстинкты» (с), мир «обычных» людей, в котором жил оппонент Кнехта Дезиньори.
Может ли существовать один мир без другого и как их гармонично соединить – это, безусловно, основная идея романа. Гессе предлагает вариант «хождения в народ»: духовная элита должна не замыкаться в своем мирке, а нести свои знания и нравственность в массы. Вот только верит ли сам автор в такую возможность?
В романе также поднимаются и другие проблемы. Одна из них - противопоставление личных и общественных интересов. Что ценнее: подчиниться общественным нормам или остаться верным себе (вспомним «Постороннего» Камю).
«Для них, и особенно для авторов тех эпох, … самым существенным в той или иной личности были, пожалуй, отклонение от нормы, враждебность ей, уникальность, часто даже патология, а сегодня мы говорим о выдающихся личностях вообще только тогда, когда перед нами люди, которым, независимо от всяких оригинальностей и странностей, удалось как можно полнее подчиниться общему порядку, как можно совершеннее служить сверхличным задачам»(с)
Задумывается автор и о содержании и изложении истории.
Для людей духа «XVII век – это эпоха Декарта, Паскаля, Фробергера, Шюца, а не Кромвеля или Людовика XIV» (с).
Гессе обращает внимание читателя и на недопустимость искажения истории:
«…бесконечно упрощалась и перекраивалась мировая история, которую каждая из ведущих в тот или иной момент наций приспосабливала исключительно к своим интересам…» (с)
Также дают пищу для размышлений приводимые в конце книги приложения в виде сочинений Кнехта. Гессе, много изучавший буддизм, считал дух вечным и всеобъемлющим: «вместе с человеком уже повсюду и дух, у которого нет начала и который всегда содержал в себе уже решительно все, что он когда либо позднее родит» («Кудесник»). Однако автор не принимает пассивности буддизма и его призыва к отказу от деятельности и мира: «Самопогружение и мудрость были хорошие, были благородные вещи, но процветали они, кажется, лишь в стороне, лишь на обочине жизни…»(с) Достойно ли жить отшельником, заботясь только о своей душе, отказавшись от любви и детей («Индийское жизнеописание»)? Может быть, такой путь и приведет к Истине отдельную личность, но человечество в целом….
В Касталии «вообще отказались от создания произведений искусства…» (с) и манипулируют уже созданными в прошлом произведениями искусства. Касталийцы не занимаются творчеством, ибо считают, что уже все прекрасное создано и не к чему поэтому плодить псевдоискусство, теша собственное эго.
А наше время продолжает изрыгать духовный мусор в виде таких явлений, как, например, кич, концептуализм (о них я писала здесь ). Ведь, начиная с модернизма, основной задачей творчества является не отражение реального мира, а отражение собственного «Я» художника (и иногда это «Я» надо подальше прятать). Современный нам мир полон компиляций, цитирований, аллюзий, комментариев к комментариям, подражаний, коммерческого использования культурного наследия. Ученые в своих диссертациях ориентируются все больше не на собственные исследования, а на сведение воедино чужих текстов; фотографы «разыгрывают» на своих фотографиях полотна художников; писатели переносят сюжеты прошлых произведений в современную жизнь; кинорежиссеры создают фильмы «по мотивам произведений» и т.д.
Наряду с этими внутренними процессами в ходе глобализации углубляется синтез искусств и культур, рождается мировой (универсальный, формальный) язык, создается единое мировое культурное пространство (на данной стадии это постмодернизм). Компьютеры и Интернет создают свое, виртуальное пространство, в котором можно сочинять музыку без музыкальных инструментов, рисовать – без карандаша и т.д. Взаимопроникновение этих пространств сводит на нет индивидуальное творчество и интеллектуальную собственность, делая все более востребованным умного и бережного хранителя и герменевтика духовных ценностей человечества.
Это ли не зачатки игры в бисер? Не так ли видится Гессе модель всемирной культуры XXI века?
Считаю, что, как бы трудно и долго ни читалась эта книга (это, действительно, не легкое чтение), не надо жалеть потраченных усилий и времени.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"После войны Германия была разделена на шестнадцать каст. Посреди Германии была построена Берлинская стена, которая отделяла богатых от бедных". "Действие драмы Брехта "Мамаша Кураж" происходит во время войны. Не совсем понятно, какая это война, ...
Народ на остановках не разбегался, а, наоборот, пытался попасть под струи! И я их понимаю :) Дождик сегодня, конечно, покапал. Но это крокодильи слезы, а ни разу не дождик. На следующей неделе обещают снижение жары. ...
В правительстве России рассматривается возможность заморозить в 2014 году индексацию зарплат госслужащих, военных, судей и прокуроров, сообщила замминистра финансов России Татьяна Нестеренко. «Главная экономическая задача - торможение издержек. С этой точки зрения были приняты ...
 привет худеющим) в который раз уже здесь появляюсь, были у меня как результативные появления, так и не очень...  раньше я с каждым появлением рвала на себе волосы, причитала какая я обжора и не видать мне стройных ног как своих ушей.. но мне ...
*** Никак не могу отделаться от ощущения, что уже знаменитое фото головы убийцы и Колокольцева мне напоминает картины "Опять двойка" и "Возвращение Блудного сына". То есть, вроде бы, и момент осуждения есть, а душок нереальности и прочей конспирологии так и веет. ...