ГЕЙМЕРЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ. КАМПАНИЯ 2019 ГОДА.
mr_garett — 28.07.2019В апреле 2018 года я написал статью «Геймеры холодной войны», в рамках которой представил три возможных сценария развития игровой индустрии в РФ. К моему огромному сожалению, мы перешли к реализации Сценария 1 - Внутренняя блокада. Изоляционные тренды продолжают прогрессировать, оказывая разрушительное влияние на внутреннюю инфраструктуру сети, а также на различные сетевые сервисы, имеющие отношение к игровой индустрии.
В данной статье я опишу текущее положение дел и попытаюсь рассмотреть новые сценарии будущего, которые проявят себя в 2020-2021 году.
НАСТОЯЩЕЕ
К настоящему времени мы находимся в рамках сценария 1 – Внутренняя блокада. Первые признаки сценария проявились еще в мае 2018 года, когда Роскомнадзор, сражаясь с Телеграмом, перебил посудную лавку, а потом сделал вид, что вообще ничего не произошло.
Если вы играли в те дни в Warhammer игры, то наверняка помните печальную ситуацию сложившуюся с Martyr, который упрямо не видел родимые сервера и работал исключительно через VPN. На консоли ситуация была и вовсе трагичная, поскольку соединение с сервером приходилось делать через proxy PC. От недоступности серверов страдали также Vermintide 2, PSN store и другие игровые сервисы без которых трудно представить жизнь современного игрока.
Полностью подтвердилась моя идея о том, что дальнейшее развитие сценария будет связано с самоизоляцией российского интернета в рамках одноименного закона. Это значит, что новые перебои с игровыми сервисами начнутся уже этой осенью, во время стресс-тестов системы. Вероятнее всего, перебои будут носить временный характер, но готовится к ним стоит уже сейчас.
Сенатор Клишас оценил реализацию закона об изоляции российского интернета в 20 миллиардов рублей. На самом деле денег уйдет больше. Намного больше... И самое обидное, что это будут наши деньги. То есть мы сами себя за свои средства и изолируем.
Поскольку изоляционный сценарий обозначился довольно четко, давайте рассмотрим возможные перспективы развития сложившейся ситуации.
СЦЕНАРИЙ – ВНЕШНЯЯ БЛОКАДА
Помимо внутренних проблем у отечественных игроков могут появиться и внешние проблемы.
Помните, как в январе 2015-го года Valve блокировала steam на территории Крыма (я так и не понял в чем конкретно были виноваты жители данного региона, их за сделанный выбор покарали?). Похоже, что данный прецедент может стать массовым.
Реальные проблемы начались несколько дней назад, когда GitHub (читай Майкрософт) начала блокировать репозитории программистов – выходцев из проблемных стран. Обратите внимание на тот факт, что блокировка началась по национальному признаку, что является совершенно недопустимой практикой в современном западном обществе. Есть вероятность (не высокая, но все же), что Майкрософт применит эту практику против РФ, и мы останемся не только без репозиториев, но и без XBOX one и Microsoft Store.
С одной стороны, это небольшая потеря. Кто же на X BOX ONE играет?
Беда в том, что вместе с мелкгомягкими, к санкциям могут присоединяться большие игровые корпорации, подобные Valve и Epic Games. В этом случае мы потеряем доступ ко всем купленным играм и не сможем покупать новые. Забавно, что появление многочисленных игровых лавок (с неприятием встреченное игровым коммюнити), в этом случае является не злом, а благом. Так что, пусть расцветают тысячи цветов, ибо верить нашим западным партнерам после хэппенинга Майкрософт – нельзя.
СЦЕНАРИЙ – АВТАРКИЯ
Внешняя блокада может быть частичной или полной. Частичная блокада подразумевает, что санкции на РФ будут наложены далеко не всеми магазинами. Добраться до игры можно будет, как через альтернативные каналы связи, так и через VPN, как это делают геймеры в современном Иране.
Сценарий автаркия может быть результирующим эффектом жесткой внешней блокады. Также он может стать результатом внутриполитических событий, если государство возьмет курс на жесткую национализацию интернет-кампаний (см. развивающуюся историю с Yandex-ом).
Данный сценарий предусматривает полное отключение игровых сервисов и магазинов от работы с РФ. Возможно, перестанет работать SWIFT или магазины перестанут принимать переводы с карточек, зарегистрированных в России. В данном случае, покупка товаров из западных магазинов станет невозможной.
Как показал опыт Наполеона, любую блокаду можно прорвать. Весьма вероятно, что восточные магазины (Китай и Япония) не присоединяться к блокаде и в них можно будет покупать современные западные игры. Другой вариант связан с открытием государственных игровых магазинов под крылышком mail.ru или yandex. Пока этот сценарий кажется диким, но я бы не исключал его реализацию в среднесрочной перспективе.
Что в этом случае произойдет с игровым железом – пока не понятно. В любом случае, цены до него поднимутся довольно сильно.
Разумеется, сценарий автаркии отрежет нас от всех игр-сервисов, выпущенных в США и странах западной Европы. Российский геймдев, в этом случае, полностью прекратит свое существование и страна (в игровом смысле) вернется в 90-ые годы.
СЦЕНАРИЙ - ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БЛОКАДА
Данный сценарий подразумевает введение Черного Списка игровой продукции, запрещенной к продаже на территории РФ. Фактически, это возрождение института цензуры по Николаевскому образцу.
Скорее всего в черный лист попадут игры, идеологическое содержание которых прямо противоречит рассказам пропагандисткой машины. Например, в Black List можно затолкать будущий Call of Duty, который подает Сирийскую эпопею с альтернативной точки зрения. Под ударом могут оказаться также все современные игры, рассказывающие об американской военной машине (варгеймы не в счет, их аудитория ничтожна), а также проекты в которых история Второй и Первой мировой войны показана не так, как того хочет Военно-историческое общество России.
Забавно, что пока у руля стоят ребята из поколения 60-ых, никакого White List-а не будет (несмотря на то, что он напрашивается), и патриотические игры поддержки не получат. Даже если государство выделит денег на компьютерные развлечения, то они будут потрачены на проект о Второй мировой войне, которая до сих пор не закончилась в головах некоторых руководителей (спасибо, что с Ливонцами не воюем).
Военно-патриотическая игра "Сирия: Русская буря" / Syrian Warfare. Министерство обороны и мин.культ так сильно ей заинтересовались, что разработчики вынуждено собирали деньги при помощи краудфаундинга.
Идеологическая блокада страшна тем, что под запрет неизбежно попадут проекты, которые через 20 лет будут доступны повсеместно. Подобная ситуация происходила с джазом, фильмами 60-ых и самиздатовскими книгами, но история, как известно, никого ничему не учит.
Какой из этих трех сценариев будет реализован в 2020 году мы узнаем в самом скором времени, ну а пока следует создать как можно больше аккаунтов в различных сетевых магазинах и присмотреться к игровым лавочкам наших ориентальных партнеров.
28.07.2019
(с) Илья Садчиков
|
</> |