Герой, ты из какого класса?

Идут, объединившись, файтер, клирик, маг и вор...
Знаете, в чём главное отличие мифического героя от фэнтезийного?
Фэнтези – мир, в котором законы реального мира и волшебной сказки действуют одновременно. А поскольку они друг другу противоречат, автору приходится где-то проводить между ними границу.
В результате там, собственно, и появляется визитная карточка этого направления – магия. Чем бы она ни была по местным правилам – она служит способом переключения между реализмом и сказочностью. Там, где магии нет – всё происходит так же, как и у нас. Там, где она есть – всё происходит так, как решил автор.
И потому у фэнтезийного героя есть класс – то, какими средствами он предпочитает решать проблемы. Воин действует силой, ловкостью и боевыми навыками. Маг – чарами и заклинаниями.
Даже если герой у нас «мультиклассовый» – может и сколдовать что-то, и мечом от врага отмахаться – всё равно мы понимаем, что это два разных способа действовать.
Маг отличается от не-мага. Магическое – от не-магического.
Мифический герой – совсем другое дело.
Можно ли назвать магом... ну, допустим, Геракла? На первый взгляд нет – он никогда не творит заклинаний, не совершает ритуалов, не манипулирует стихийными энергиями. Он вообще не делает ничего «чудесного» – обычный громила с дубиной и луком.
Но он – герой, богочеловек, обитатель двух миров сразу. Для него пространство, где живут боги, демоны и чудовища – не «астрал», куда можно достучаться лишь магическими способами, а просто одно из направлений, куда он может повернуться и пойти.
И потому для него сила и магия – буквально одно и то же. Он в любом случае совершает подвиги, но иногда среди людей, а иногда по ту сторону.
Что он делает, чтобы спасти жену своего друга от смерти? Да дожидается, пока Смерть придёт за нею, и вступает с ним в схватку. И побеждает, что характерно.
И это не особенность одних только греческих героев – они все такие.
Остановить эпидемию? Герой не будет изобретать лекарства. Для него болезнь – это чудовище, пожирающее жизни людей. Он сразится с чудовищем и убьёт его – и больные тут же начнут выздоравливать.
Прекратить засуху? Герой отправится туда, где коварный змей запер небесные воды, и потолкует с ним по-свойски.
Даже за женщиной герой ухаживает не так, как все люди. Его путь к сердцу красавицы – всегда противостояние либо с ней самой, либо с тем богом/демоном/чудовищем, который сейчас владеет её сердцем. Победишь – она полюбит тебя на всю жизнь. Проиграешь – погибнешь.
Мифического героя нельзя назвать магом. Но и не-магом его тоже назвать невозможно.
Всё потому, что «на самом деле» он и есть магия. Сила в человеческом обличье, с которой маг отождествляется, когда что-то колдует. Так оно устроено в нашем с вами мире, непохожем на фэнтези.
Учёные иногда говорят, что мифы о герое-первопредке – это сказания о великом шамане, ведь именно шаманы славятся умением ходить из одного мира в другой. Но на самом деле всё наоборот: шаманизм – подражание подвигам великого героя. То, что герой делает в пространстве мифа – шаман повторяет в своём воображении.
Истории о героях и их подвигах – один из самых эффективных магических инструментов. Проникаясь этой историей, примеряя на себя её образы, мы приобщаемся к силе. «Герой совершает подвиг» – формула, архетип любого чуда.
|
</> |