Герой предпочитает Большому Миру малый, но не находит там счастья
borisakunin — 10.08.2012Ничего, если я начну с цитаты из
моего романа «Весь мир театр»? Японец Маса там говорит Фандорину:
«Всякий мужчина сам решает, герой он или нет. Нужно сделать выбор и
потом уже ему не изменять. Мужчина, который сначала решил быть
героем, но потом раздумал, являет собой жалкое зрелище».
Яркий пример
такого коллапса – бегство генерала Жоржа Буланже (1837 – 1891),
которому современники сулили судьбу нового Бонапарта. Но
Буланже не стал Бонапартом, потому что «малый мир», то есть
мир личных привязанностей и чувств, в решающий миг оказался для
генерала важнее Большого Мира, в котором нет места для приватных
сантиментов.
Фотопортрет работы знаменитого
Надара
Блестящий и очень молодой для
медленной в чинопроизводстве французской армии генерал возглавил в
Третьей республике реваншистское движение, жаждавшее поквитаться с
Германией за позор Седана. На пике карьеры он занимал должность
военного министра. Испугавшись растущего влияния Буланже, президент
отправил его в отставку, но тем лишь увеличил популярность
«железного человека». Вся страна, а в особенности столица
жаждали, чтобы генерал взял власть в свои руки и объявил себя
диктатором. Париж конца 1880-х тосковал по «крепкой руке». (До
определенной степени на Буланже был похож наш генерал Лебедь
образца 1996 года, только француз, выражаясь по-современному, имел
гораздо более высокий рейтинг).
Приключился,
правда, один странный эпизод, из которого можно было бы
предположить, что Буланже не настолько железен, как думают
окружающие. В 1889 году он дрался на дуэли с премьер-министром
Флоке (о, трогательный девятнадцатый век!). Все ждали, что бравый
генерал проткнет шестидесятилетнего шпака, как курицу вертелом. Но
вышло наоборот: кабинетный червь едва не отправил великого мачо на
тот свет.
Премьер-министр протыкает главе оппозиции
горло
Публика ужасно удивилась, но
простила своему кумиру это фиаско.
Однако дальнейшие
события поставили крест и на репутации, и на политической карьере
генерала.
В Париже начались
беспорядки. Толпа кричала под окнами у генерала: «Буланже, веди нас
на Елисейский дворец!». Правительство приготовилось к бегству.
Власть лежала под ногами, ждала, пока Буланже ее подберет.
Но генерал
бездействовал. К толпе он так и не вышел.
На то имелась
причина, вот она:
Маргерит де Бонмэн
Как видите, на фам-фаталь эта
женщина совсем не похожа, но Буланже любил ее много лет. Маргерит
болела чахоткой, и в те мартовские дни ее состояние резко
ухудшилось.
Разрываясь между
двумя мирами, не в силах отойти от ложа больной, генерал упустил
время. Его противники опомнились, выписали ордер на арест. Еще не
поздно было всё повернуть, но Буланже отказался от борьбы. Сел со
своей возлюбленной в поезд, уехал из страны. Собственно, даже не из
страны, а из Большого Мира в малый. Движение буланжистов потерпело
крах.
Маргерит угасала
еще два года. Оставшись и без Большого Мира, и без малого, Буланже
застрелился на ее могиле.
Ах, как это понравилось тогдашней
прессе!
На камне, под которым теперь лежат они оба, согласно пожеланию генерала, высечены имена без фамилий и надпись: «Как я смог прожить без тебя целых два с половиной месяца?»
Всё это, конечно, очень возвышенно и трогательно, но прав был человек Большого Мира великий Клемансо, прежний соратник нежного генерала: «Умер, как жил – младшим лейтенантом».
Он, она, брошенное знамя и сломанная шпага – символ бесчестья
Хотя с другой стороны, что нам, сегодняшним, до политических страстей Третьей республики? Распри буланжистов с республиканцами волнуют нас не больше, чем вражда Монтекки и Капулетти. А поступок человека, который пожертвовал всем ради того, чтобы скрасить любимой женщине последние месяцы жизни, нас волнует и сегодня, не правда ли?