«Герой Нашего Времени»

топ 100 блогов smoliarm27.01.2024 Согласно Михаилу Жванецкому, женщины бывают двух типов:
Во-первых, ужас какие дуры.
А во-вторых – прелесть какие дурочки.
   * * *
И вот, кстати, история про балбеса Сашку и его подружку Люську – почти по этой теме.

... Плавать Сашка не умел – аж до девятого класса. И это несмотря на то, что Сашкин папа плавал прекрасно и каждое лето начинал Сашку учить. Но – бултыхался Сашка с удовольствием, а плавать – нет. Сашкина мама уж и дразнила Сашку, и трусишкой его называла, но заходить в воду глубже чем по пояс – он отказывался наотрез.
Кстати, в августе перед девятым классом Люся гостила у них на даче. Тогда выяснилось, что плавать Люся умеет хорошо – и кролем, и брассом, и даже баттерфляем. Сашкина мама пробовала Люсю подговорить – вместе Сашку подразнить – насчёт плаванья. Но Люська повела плечиком и сказала – «Ой, Ираида Ивановна, не надо. Я уверена – он скоро и сам научитася плавать» ...

... В конце восьмого класса, перед самыми каникулами, классная руководительница Сашкиного класса, Кира Ивановна, пригласила Сашкину маму для беседы. И поделилась с ней своими опасениями – по поводу дружбы Саши с его новой соседкой по парте, Людмилой. У Киры Ивановны возникло вполне определённое впечатление, что «эта девица – на вашего мальчика – влияет совсем не в лучшую сторону».
Сашкина мама выслушала Киру Ивановну внимательно, поблагодарила её и пообещала – присмотреться. И при необходимости – принять меры. Впрочем, обещание это было не совсем искренним. Поскольку Сашкина мама с Люсей уже познакомилась, и даже присмотрелась к ней. Более того – у неё сложилось впечаление (вполне определённое) – что «эта девочка – на этого балбеса – влияет в нужную сторону». Но Сашкина мама обсуждать это с Кирой Ивановной не стала.
Она отправилась поболтать с школьной секретаршей, Танечкой. Танечка училась на заочном в Пединституте, она хорошо рисовала и закончила художественную школу при Дворце Пионеров. Она мечтала преподавать рисунок, живопись и историю искусств, и организовать студию графического дизайна для старшеклассников. У Сашкиной мамы с Танечкой были прекрасные отношения: Сашкина мама раздобыла для Танечки несколько самоучителей по рисунку, а когда в МАрхИ обновляли библиотечный фонд, она отобрала для Тани целый ящик книг. А главное – Сашкина мама брала для неё учебники через межбиблиотечный абонемент, что избавляло Таню от длиннющих очередей в библиотеке Пединститута.
Так вот, Сашкина мама решила проконсультироваться с Таней по вопросу – «как избежать проблем и конфликтов с Кирой Ивановной?»  Выбор консультанта был правильный: во-первых, в силу должности и характера, Танечка знала в школе – всё и про всех. А во-вторых, Танечка и сама – в недалёком прошлом – была ученицей в классе Киры Ивановны.
Трудолбивая и аккуратная Танечка – она не просто проконсультировала Сашкину маму, но составила для неё развернутый план-конспект по этой теме:
Чтобы избежать проблем и конфликтов с Кирой Ивановной, необходимо (и, в общем, достаточно) навести полный порядок – на парте, в тетради и в голове.
ПОРЯДОК на парте – учебник и дневник аккуратной стопкой с краю, тетрадь по центру, а ручка – либо в руках, либо в пенале. Но валяться на парте как попало – ручка не должна. (Это, кстати, была вполне разумная деталь – в те далёкие времена ручки были чернильные и плохие. И протекали они легко, оставляя на парте безобразные пятна).
ПОРЯДОК в тетради – примерно то же самое: новое задание с новой строки, новая тема с новой страницы, перед заголовками Классная работа и Домашняя работа обязательно должна стоять дата. И – никаких клякс!
Теперь самое главное – ПОРЯДОК в голове – то есть, по предмету.
Здесь, чтобы избежать конфликтов с Кирой Ивановной, надо придерживаться основных тезисов Методических Разработок по Литературе и усвоить простую классификацию русских писателей. Они делятся на три группы: писатели прогрессивные, писатели реакционные и М.Ю.Лермонтов. То есть, здесь, как и на парте – всё должно быть разложено – по своим местам.
Первая группа (список) – они предугадали (чутьём художника), предвосхитили (объективные исторические процессы) и приветствовали (рассвет новой эры). В своём творчестве они показали – силой своего таланта – путь к свету.
Вторая группа (список) – да, они не поняли (или не захотели понять), они не увидели (или отвернулись), и сословные предрассудки не позволили им осознать. Однако – их талант оказался выше предрассудков, и они оставили потомкам правдивые и точные картины современного им общества и нарисовали яркие (подчас трагические) портреты его типичных представителей.
И наконец, Михаил Юрьевич Лермонтов – любимый поэт и писатель Киры Ивановны. Критическому анализу он не подлежит, его надо любить и заучивать наизусть. Его лирические герои – это жемчужины русской литературы. Им следует сопереживать, ими следует восхищаться. А соответствующие статьи Виссариона Белинского – при Кире Ивановне – лучше не вспоминать.
Этот план-коспект Танечка записала аккуратно на двойных листочках, заклеила в конверт и передала с Сашкой на следующий день.
Сашкина мама конспект внимательно прочитала, а потом, в августе, провела с Сашкой и Люськой – в соответствии с конспектом пару занятий.
Чтобы избежать в будущем проблем и конфликтов.
Но в будущем всё получилось немного не так...

... В самом начале девятого класса, после каникул Кира Ивановна дала девятиклассникам сочинение на повторение пройденного: мальчишкам досталось «Бедственное положение народных масс на примерах персонажей из "Капитанской Дочки"». А девочкам предлагалось вспомнить «Героя Нашего Времени» и рассказать – что им нравится в Печорине больше всего? Это у Киры Ивановны была такая фишка – в её классе все мальчики сидели за партами слева, а девочки – справа. Что давало простую возможность – по рядам – давать «девочковые» и «мальчиковые» варианты на сочинениях.
Да, а в тот раз Люська подняла руку и спросила:
– Кира Ивановна, можно я к Ярыгиной пересяду?
– А что случилось? – заинтересовалась Кира Ивановна, – Вы с Сашей поссорились? И что же вы не поделили?
– С Сашей у нас всё в порядке, – ответила Люська, – Я не хочу про Печорина писать.
– Но почему?
– Мне Печорин вообще не нравится! – заявила Люська.
– Как?? – удивилась Кира Ивановна.
– Как мужчина, – уточнила Люська.
Кира Ивановна поправила заколку в причёске и спросила:
– И чем же тебе не нравится Печорин – как мужчина?
– Да всем, – сказала Люська.
– Ну а всё-таки, по-конкретнее – например?
– Например... Ну, вот, герой такой, герой – а плавать не умеет! И мелкая девчонка этого героя чуть не утопила! Герой-с-дырой! Кира Ивановна, можно, я пересяду?
– Нет, – сказала Кира Ивановна, – Оставайся на месте. А тема – пиши что хочешь.
Люська села и повернулась к Сашке:
 – Я буду писать про Савельича. Так что выбери кого-нибудь другого. И отвернись к окну, – и Люська сама повернулась к Сашке спиной...

... За сочинение Люська получила «три с минусом» и с комментарием «Тема не раскрыта!» Что, строго говоря, было недалеко от истины – Люська увлеклась образом Савельича и немножко забыла про бедственное положение. И по-моему, это простительно, потому что образ у Александра Сергеевича получился яркий и обаятельный. Да и бедственного там – если честно – не так уж много. Тем не менее – три с минусом. За четыре страницы без единой ошибки, со всеми запятыми на месте, без помарок, идеально ровным почерком – и три с минусом! – это всё-таки обидно.
Но – поделом. Ведь предупреждали же дуру: Печорина не трогать! Так нет же – обязательно надо было со своим мнением вылезти.
Между прочим, потом – по поводу этой истории с Печориным, который Люсе не нравится как мужчина – Сашкин папа сказал Сашкиной маме – да, девочка ещё несдержанная, и характер у неё импульсивный. Ничего,  с возрастом выровняется.
Сашкина мама спорить не стала, хотя у неё уже было своё мнение относительно импульсивного характера. Потому что не далее как вчера её собственный балбес Сашка – вдруг попросил у неё два рубля. Глядя в пол. На абонемент в бассейн Дворца Спорта Динамо. В группу по плаванию для начинающих. Потому что, ну, в общем, он решил, что надо всё-таки научиться плавать. И по-настоящему, а не по-собачьи.
   * * *
В общем, правило Михаила Жванецкого на практике следует применять осторожно. Потому что – на месте дурочки – может вдруг оказаться вовсе даже хитрюшка.
Но тоже – прелесть какая.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вроде, россияне сильно интересуются историей... Знакомого встречаю, и он уже на 2-й минуте говорит мне: - А я тут интересную книгу читаю про Россию 13-го века... - Не, - говорю, - я мифы и сказки не люблю сыздества. С другим разговариваю - тоже про историю века 16-го... Странно мне. ...
а что? все в Москву слились?? А по теме аффто - кто что скажет по поводу компании Автостиль Краснопутиловская ул., 65А...есть опыт ...
Здравствуйте уважаемые. Я сейчас открою вам большую тайну. Только никому не говорите, договорились? :-)) Дело в том, что монархи - это такие же люди как и вы. И, соответственно, с ними происходят различные казусы и смешные ситуации тоже. И даже на таких важных и пафосных мероприятиях, как ...
Мучаю "Бесов", которые категорически - в отличие от "Карамазовых" - не заходят. На всякий случай предупрежу тех, кто хочет подступиться к "Бесам". До того, как вы дочитаетесь до самих "бесов", вам предстоит мучиться с затянутыми (автор ни на секунду не забывал, что ему платят за строчку, ...
В пост " Заметки на полях к Параду-2012 " прислали интереснейшую ссылку . Суть: появление на торжествах фейковых ветеранов с наградами высокого статуса , которые не подтверждаются документами. Это награды класса Золотых Звёзд (Героя Советского ...