Георгий Хмуркин о количестве заживо репрессированных попов. Часть II

Сколько человек погибло в ходе изъятия церковных ценностей в 1922-1923 гг.?
Двухлетняя засуха 1920 и 1921 годов, неурожай и общая хозяйственная разруха после двух войн - Первой мировой и Гражданской - привели к страшному голоду 1921-1922 годов, которым были охвачены более 30 российских губерний. Люди сходили с ума, стало распространяться людоедство, матери убивали и ели своих детей, из могил растаскивались трупы. От голода и сопутствующих ему эпидемий тогда умерло несколько миллионов человек. Ситуация усугублялась тем, что золотой запас страны стремительно сокращался, за один только 1921 год он был израсходован более чем наполовину. В таких условиях никакое государственное и хозяйственное строительство, никакой нормальный диалог с западными экономическими партнерами - а он был жизненно важен для голодающей, полуразрушенной страны - становился невозможным.
В этой критической ситуации большевики принимают решение об изъятии церковных ценностей - золота, серебра и драгоценных камней. Их можно было обменять на хлеб и накормить часть голодающих, а также пополнить золотой запас. Кроме того, попутно решалась проблема политического «усмирения» Русской Православной Церкви.
Реакция на это решение была различной. В одних местах население отнеслось с пониманием, и изъятие проходило спокойно, порою при активном содействии верующих и духовенства. В других местах оказывалось противодействие: ценности прятались, инсценировались лжеограбления, возникали стычки с представителями власти, в результате которых были раненые и даже погибшие. Там, где было оказано сопротивление, впоследствии прошли суды над зачинщиками и подозреваемыми. Одни подсудимые были оправданы, другие - приговаривались к общественному порицанию, строгому выговору, штрафу или тюремному заключению, третьи - к высшей мере наказания. В последнем случае, как показывают исследования, приговоры не всегда приводились в исполнение...
Один из современников описываемых событий К. Криптон вспоминал, что в результате кампании к лету 1923 года по всей стране были расстреляны десятки священнослужителей и простых верующих. В листовках, распространявшихся в Москве в 1922 году, утверждалось, что «у порога своих церквей» погибли многие сотни людей. Кажется, ни у кого из современников и очевидцев тех драматических событий не сложилось впечатления о больших масштабах жертв, хотя всевозможные эксцессы и ход судебных процессов открыто… освещались в органах центральной и местной печати.
Тем не менее, в литературе более позднего периода традиционным стало утверждение, будто процесс изъятия привел к огромному количеству кровавых столкновений верующих с властями по всей стране и многим тысячам погибших в стычках и казненных. Из книги в книгу кочуют сведения работавшего в эмиграции священника М.А. Польского… о том, что в результате столкновений при изъятии ценностей, а также по решению последовавших за ними судов в 1922 году якобы погибло или было расстреляно в общей сложности 8100 человек... Он же в другом месте пишет о том, что в 1922 году «расстреляно было до десяти тысяч верующих». Именно эти оценки - «8100 человек», «более 8 тысяч человек» и «около 10 000 человек» - чаще всего называются в литературе, причем их многократное повторение самыми разными авторами создает впечатление общепризнанного и надежно установленного факта. Однако о том, откуда взялась эта статистика и как производился подсчет, ни М.А. Польский, ни более поздние исследователи не сообщают. Не смогли ответить на этот вопрос и представители Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США, шт. Нью-Йорк), где хранится архив М.А. Польского. А между тем, вопрос об источниках обсуждаемых цифр и методике подсчета имеет принципиальное значение... Известный историк А.Н. Кашеваров не воспринимает всерьез эти цифры, считая, что М.А. Польский «некритически отнесся к субъективным суждениям и даже слухам, которые привезли за рубеж церковные активисты второй волны эмиграции». Данные М.А. Польского «вызывают недоумение» у кандидата исторических наук А. Г. Подмарицына. По мнению И.В. Говоровой, посвятившей изъятию церковных ценностей свое диссертационное исследование, «никаких документальных подтверждений этим данным нет и они недостоверны». Даже авторы, близкие к церковным кругам, обычно склонным преувеличивать число жертв большевистских репрессий, вынуждены признавать, что данные М.А. Польского содержат «много ошибок и неточностей». В этой связи интересно отметить, что современный церковный исследователь статистики «гонений» Н.Е. Емельянов, к результатам которого историки обычно обращаются как к последнему слову науки, считал, что цифры М.А. Польского завышены в 8-10 раз.
…хотелось бы обратить внимание читателей на любопытное свидетельство К.Н. Николаева - одного из участников Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, состоявшегося в августе 1938 года в городе Сремски Карловцы (Югославия). В своем пространном докладе о положении Православной Церкви в Советской России Константин Николаевич говорил: «Отобрание церковных ценностей сопровождалось поистине погромом духовенства. По сведениям, идущим из обновленческих кругов и поступившим за границу в конце 1924 года, всего было расстреляно и замучено 8.110 человек, из них 2.691 лицо белого духовенства и 5.409 монахов и монахинь, послушников и послушниц». Если заметить, что 5409=1962+3447 и 2691+5409=8100, а не 8110, становится ясно, что цифры К.Н. Николаева и М.А. Польского (он, кстати говоря, тоже участвовал в указанном Соборе) абсолютно идентичны, а значит первоисточником цифр М.А. Польского была некая статистика, циркулировавшая в «обновленческой» среде между 1922 и 1924 годом. Ряд исследователей подвергают сомнению цифры, исходившие от «обновленцев», поскольку именно в их интересах было завышать статистику жертв и таким образом выставлять Патриарха Тихона преступником, подставившим под пули тысячи преданных ему верующих. Таким образом, и с этой стороны цифра «8100 погибших» оказывается весьма сомнительной.
Наряду с данными Николаева/Польского в литературе встречаются и более впечатляющие цифры. …наиболее внушительные данные таковы: якобы в ходе изъятия было расстреляно 40 000 священников, дьяконов и монахов и около 100 000 верующих - всего около 140 000 человек. Последняя цифра была «запущена» в оборот известным публицистом И.Л. Буничем, который приводит свои данные без каких-либо ссылок. Его цифры попали в некоторые научные статьи и диссертации.
Таким образом, существующие в литературе оценки колеблются от десятков погибших до сотен тысяч погибших. При таком гигантском разбросе никакая цифра, не подкрепленная хоть сколько-нибудь надежным источником, не может восприниматься всерьез. К тому же усомниться в «многотысячных» статистиках заставляет то обстоятельство, что авторы, пишущие о кампании 1922 года, наиболее резонансные события традиционно связывают с одним и тем же весьма ограниченным списком городов (Шуя, Смоленск, Петроград, Москва, Старая Русса и некоторые другие), где, как показывают исследования, были единичные жертвы. Откуда же в таком случае взялись «тысячи»?!
Ответ на вопрос о реальном числе жертв, вызванных изъятием церковных ценностей, следует искать в региональных архивах, где по сей день хранится множество материалов - отчеты местных советских спецслужб о деталях кампании и сопутствующих мероприятиях, протоколы заседаний местных комиссий, переписка с Москвой и т. п. В последние 20-25 лет десятки историков тщательно изучают эти архивные материалы и подробно излагают результаты своих изысканий в диссертационных работах. Кроме собственно архивных документов, диссертанты обращаются к данным центральной и местной периодической печати тех лет, дневникам и мемуарам участников событий, исследованиям церковных авторов. В результате такого комплексного изучения источников у диссертантов, как правило, складывается достаточно ясная картина событий в их регионе.
…мы познакомились с 41 кандидатской и докторской диссертацией, написанной по архивным материалам нескольких десятков регионов и двух городов…
…согласно выявленным диссертантами документам, на всех изучавшихся территориях в связи с изъятием церковных ценностей погибло в общей сложности около 50 человек…
…авторы дают общую характеристику отношения населения к изъятию ценностей, масштабов сопротивления и последующих репрессий. …согласно выявленным диссертантами материалам, в большинстве регионов кампания проходила в целом достаточно спокойно. Разумеется, это не означает, что протестных акций в перечисленных регионах не было совсем. Конечно, во многих губерниях они имели место, однако их относительное число и накал, по-видимому, не «делали погоды» в регионе...
Косвенным подтверждением наших оценок могут послужить данные информационной Базы «За Христа пострадавшие».
…сотрудники Кафедры сообщили, что… в 1922-1923 годах погибло в общей сложности 63 человека. Неясно, правда, сколько людей из названного числа погибли в ходе сопротивления изъятию церковных ценностей, а не по каким-то иным причинам…
Напоследок коснемся еще некоторых цифр, которые традиционно озвучиваются в связи с кампанией 1922-1923 годов.
Во многих работах говорится о том, что недовольство верующих изъятием церковных ценностей вылилось в 1414 кровавых инцидентов. В некоторых работах это число округляется до 1,5 тысяч. По-видимому, впервые указанная цифра прозвучала в середине мая 1922 года из уст «обновленческого» священника В.Д. Красницкого; тогда же, со ссылкой на его слова, эта цифра появилась (вероятно, впервые) в советской печати. Однако… никаких документальных подтверждений этой цифры никто из исследователей пока не представил. К тому же подобные сведения, исходившие от «обновленцев», не могут внушать исследователю доверия, о чем мы уже говорили выше.
Помимо поразительной точности заявленного числа кровавых инцидентов, обращает на себя внимание и другое - его абсолютное несоответствие масштабам следственных мероприятий, озвучиваемым в работах многих историков. Дело в том, что в связи с сопротивлением изъятию ценностей, как утверждается рядом авторов, было заведено 231 дело (иногда это число округляют до 230 или до 250), и по ним было осуждено в общей сложности 732 человека. К последней цифре исследователи часто делают приписку: «...многие из них были расстреляны». Эти цифры и эта расплывчатая фраза тоже многократно переписываются из одной работы в другую, причем никто из авторов, по-видимому, не задается вопросом об их первоисточнике. Его поиск привел нас к малоизвестной брошюре И.П. Брихничева «Патриарх Тихон и его Церковь», изданной в 1923 году. Автор брошюры, по всей видимости, имевший доступ ко многим документам, привел в тексте следующую статистику:
«По полученным от 55 трибуналов сведениям окончено дел - 231.
Всего привлечено лиц - 732».
Впоследствии эти данные - увы, без ссылки на работу И.П. Брихничева - попали в монографию Б. Кандидова «Голод 1921 года и церковь», с которой историки, пишущие о церковно-государственных отношениях после Октябрьской революции, знакомы намного лучше (что неудивительно, поскольку на протяжении нескольких десятилетий после 1922 года это была едва ли не единственная сколько-нибудь обстоятельная работа, посвященная изъятию церковных ценностей). Примечательный факт состоит в том, что Б. Кандидов не привел одного чрезвычайно важного сведения из брошюры И.П. Брихничева - там, где последний называет количество заведенных дел и привлеченных лиц, дается детализированная статистика наказаний:
«Осуждено 149
Расстреляно 44
Условно осуждено 75
До 1 года [осуждено] 31
От 1-2л[ет осуждено] 34
[От] 2-3 [лет осуждено] 199
[От] 3-5 [лет осуждено] 74
Свыше 5 [лет осуждено] 8
Взыскано имущество 4
Другие виды 120
Из этого числа осужденных
Духовных 181
Граждан 408».
Таким образом, принимая (или не принимая) на веру ныне широко растиражированные сведения о «231 деле» и «732 подсудимых», исследователям придется поставить в этот же ряд и сведение о «44 расстрелянных». Симптоматично, что в самом начале 1990-х годов, когда данные М.А. Польского еще не получили распространения в России, информация о «44 расстрелянных» воспринималась исследователями как нечто вполне укладывающееся в рамки известных фактов...
Складывается впечатление, что умолчание Б. Кандидова о нескольких десятках расстрелянных в период кампании по изъятию церковных ценностей и стало тем «первородным грехом» историографии обсуждаемых драматических событий, который не позволил современным исследователям критически отнестись к данным М.А. Польского.
Таким образом, к традиционным для публицистической и отчасти научной литературы утверждениям о «многих тысячах» погибших в ходе изъятия церковных ценностей в 1922-1923 годах следует относиться крайне осторожно. Во всяком случае, предлагаемая оценка - несколько десятков жертв по всей стране - на наш взгляд, является более обоснованной, нежели голословные заявления М.А. Польского и И.Л. Бунича.
/От себя: огромную долю книги составляют статистические таблицы, поэтому рекомендую читать её целиком/.
|
</> |