Georges-Pierre Seurat: Солнечный мир точек и бархатная тьма карандаша
sari_s — 22.10.2025
Как интересно бывает, одно звено тянет за собой целую цепочку.
Я с юных лет люблю импрессионистов, но сейчас, благодаря фильму "Перед рассветом" открыла новое для себя
имя - Georges-Pierre Seurat.
Вот, взгляните - The Forest at Pontaubert (1881)

Куча разноцветных пикселей. Но какая же красота всё
вместе!
Жорж-Пьера Сёра был не просто художником, а немножко учёным.
Он решил, что не будет, как все, смешивать краски на палитре - типа, чтобы получить оранжевый, смешать красный с жёлтым. Он будет брать только чистые, несмешанные цвета - синий, жёлтый и т.д.
Точки, точки, точки. Он ставил краски на холст ма-а-аленькими
отдельными точками. Сёра заставлял не краску, а самого зрителя
смешивать цвета.
Магия! Наш мозг сам визуально смешивает их, и мы видим яркие, сияющие цвета. Они как будто светятся. И картина кажется живой и мерцающей. Цвет "вибрирует".
Это не было быстрым импрессионистским мазком. Это было методично. Сёра работал над своими огромными полотнами месяцами, ставя точки с ювелирной точностью.
Жорж-Пьер Сёра́ (1859-1891, прожил совсем короткую жизнь, 32 года) - основатель неоимпрессионизма, создатель метода живописи под названием "пуантилизм"(от фр. point — точка), когда изображение создаётся из множества крошечных цветных точек.
Я покажу несколько его картин.
"Воскресный день на острове Гранд-Жатт"
Сцена отдыха парижан на острове Гранд-Жатт, на Сене недалеко
от Парижа.
Эта работа стала иконой неоимпрессионизма.

La Grande Jatte (1884)

Suburb (Пригород, 1881–1882) - масло на холсте

"Young Woman Powdering Herself" (Jeune femme se poudrant, 1889–1890). Одна из самых личных и загадочных работ Сёра. Женщина, сидящая перед зеркалом и пудрящая лицо - Мадлен Кноблок, возлюбленная Сёра, с которой он тайно жил и воспитывал двух сыновей.
Кажется, пудра облаком падает на грудь, разлетается над столиком, разлетается по всей комнате.

Сена, на острове

Ville D' Avray, White Houses 1882) - это ранний пейзаж, масло на холсте. Переход художника от традиционного импрессионизма к неоимпрессионизму и пуантилизму.

Gray Weather, Grande Jatte (1886–1888) - спокойная, меланхоличная картина. Все серое, пасмурное.

А вот графические работы Georges-Pierre Seurat - тут совсем другая история.
Прощай, цвет, здравствуй, мрак...
Они очень грустные и серьёзные.
Собственно, вначале я узнала именно о его "черных" картинах. В
фильме "Перед рассветом" (это на 41:00) Джесси и Селин
останавливаются возле тумбы с анонсом выставки графических работ
Сёра в Вене, и Селин делится своим восприятием.
Тёмная сторона Сёра: рисунки
Когда Сёра брал в руки не цветные краски, а чёрный карандаш
(чаще всего конте, похожий на уголь или мел), он создавал рисунки,
которые были полной противоположностью его живописи.
В живописи Сёра всё было про свет, яркость и научное
смешивание цветов. В рисунках - он работал с тьмой. Он использовал
чёрный карандаш на зернистой бумаге так, что получались не просто
линии, а густые, бархатистые тени. И кажется, что эти люди и
предметы поглощены темнотой.
"Two mens on field" (1882)
Ощущение меланхолии и безысходности.
Сёра не прорисовывал мелкие детали, а создавал мягкие,
размытые силуэты. Человек на его рисунке - это не портрет. Скорее
пятно грусти. Одинокий силуэт в пустом пространстве.

"Square House" (ок. 1882–1884) - в технике контé-карандаша на бумаге, монохром.
Дом с чёткими геометрическими формами, стоящий в спокойной,
почти пустынной обстановке.


Рисунки Сёра - как ночные снимки или смутные воспоминания.
"La Voile Blanche" ("Белый парус",1890) - техника
контé-карандаша на бумаге
На фоне спокойной водной глади виднеется белый парус - символ
движения и простора.


"Seated Woman with a Parasol" (Сидящая женщина с зонтиком) - контé-карандаш на бумаге
Точность, уравновешенность, поэтичность, минимализм. Кажется,
она глубоко погружена в свои мысли.


Персонажи его рисунков часто выглядят одинокими, застывшими, отрешёнными. В отличие от его ярких сцен отдыха, где люди (вроде бы) веселятся, здесь они как призраки. Они сидят, стоят или идут, но впечатление, что им некомфортно, холодно.
"Вуаль"

В графике Сера нет никакой радости или веселья. Kажется, что-то очень личное, интимное. И мысль, каково быть маленьким, одиноким человеком, окружённым большой, равнодушной тьмой.
Kартины очень царапают, вплоть до того, что колят. Но спросите
меня? Мне хочется смотреть на его радостные картины, заполненные
мириадами разноцветных пикселей.
Очень рада, что открыла для себя имя Georges-Pierre Seurat.
Я под большим впечатлением. Открытие, которым не могла не поделиться
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
Доброутреннее
Лучший день
Титулярный цесаревич на званом вечере с Савойцами
Фото дня
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Набережная Поцелуев
Станция "Кашин"

