Геополитические шахматы
garry_kasparov — 07.05.2010 С большим интересом прочитал полемику Дмитрия Губина и Дмитрия Быкова на страницах "Новой газеты". Вопрос о степени допустимого сотрудничества(или сотрудничества вообще) творческой интеллигенции с правящим в России режимом поднимался, естественно и ранее, до обращения Алексея Девотченко. Но показательно, что телеведущий Кремль-ТВ Губин фактически оправдывается, что очевидно свидетельствует об определенных изменениях в общественном сознании.Быков выглядит гораздо убедительнее, несмотря на эпатажные инвективы в адрес столь нелюбимой им либеральной оппозиции, в ряды которой он готов кажется записать всех, кто негативно относится к советскому прошлому.
"...сами оппозиционеры не умеют вообще ничего. Ни писать, ни снимать, ни играть. Только позиционировать себя в качестве белоснежных." Так уж ничего и не умеют?!
Но сравнение интеллектуальной насыщенности жизни позднесовесткого периода с нынешней Россией - "Между тем Советский Союз, хорош он был или плох, был настолько же сложнее, богаче, напряженнее, интеллектуально насыщеннее России 90-х или нулевых, насколько Россия Серебряного века — пошлого, растленного, развратного и коррумпированного — была богаче, сложнее и интереснее России 20—30-х годов" годов сразу же оказалось неожиданно созвучным волнующей сегодня меня теме - противостояния Анатолия Карпова и Кирсана Илюмжинова в борьбе за пост президента ФИДЕ. (Подробную техническую справку о процессе выборов в ФИДЕ можно получить здесь).
СССР был богатой и сложной системой, в которой уживалось много всего, а постсоветская Россия, как всякая послереволюционная действительность, — система слабая, бледная, плоская и простая. И никакой тебе сложности, - пишет Быков. И действительно, в такой системе координат калмыцкому Бендеру несложно заручиться поддержкой высокопоставленных чиновников, заинтересованных в долевом участии в его вселенских прожектах. В данном случае роль административного прикрытия осуществляет помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, являющийся по совместительству Председателем Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. Как всегда хлестко, в своей неповторимой манере написал об этом Андрей Пионтковский. А материальная сторона операции гарантируется известным дагестанским бизнесменом Зиявудином Магомедовым, одним из самых громких коммерческих успехов которого стало получение подряда на ремонт Большого Театра.
О своем отношении к развернувшейся борьбе за право руководить мировыми шахматами я рассказал, выступая на "Эхе" в передаче "Особое мнение". Не сомневаюсь, что новость о том, что Каспаров готов открыто поддержать Карпова у многих вызовет оторопь, но для меня это нестандартное решение было абсолютно психологически обоснованным. И дело не только в том, что мы с Карповым по меткому замечанию Бориса Спасского члены самого маленького в мире профсоюза. И не только потому, что в ноябре 2007 года Карпов пытался навестить меня в тюрьме, чтобы продемонстрировать чемпионскую солидарность.
Есть наверное, какая-то ирония судьбы в том, что спустя 25 лет после того, как мне удалось в тяжелейшей борьбе отобрать у Карпова шахматную корону, именно ему оказалось предначертано сыграть решающую роль в реализации тех идей по реформированию шахматного мира, которые мне самому так и не удалось претворить в жизнь. Карповский предвыборный манифест и ряд его последующих заявлений не оставляют никаких сомнений в том, что он полон решимости осуществить долгожданную реформу ФИДЕ.
Карпов уже получил поддержку от шахматных федераций США, Германии, Франции, Испании. В то же время его кандидатура более чем приемлема и для таких стран, как Китай, Сирия, Куба. (Кстати, шахматная федерация Египта уже публично выступила на его стороне.) Буквально "Другая Россия" получается в мировом масштабе!
PS: поддержите Карпова в Facebook'е!