Генрих Матвеевич Манизер


Генрих Манизер «Елочный торг», 1870-е годы. Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Эта картина была написана в Санкт-Петербурге . На ней изображён вид из окна в доме на Покровской площади (площадь Тургенева), где жил Генрих Манизер с семьёй.
Художник запечатлел уличную ярмарку накануне Рождества, на которой раскинулся лес ёлок разного размера. О подобных ярмарках хорошо написал
Иван Шмелёв в своём произведении «Лето господне»:
«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, —лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. У нашей елки, как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу!
Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! Калачики горячи!..»
В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик мерзлый, стаканчик, сбитню, толстенький такой, граненый, —пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней».
Генрих Матвеевич Манизер (1848–1925), известный русский художник и родоначальник творческой династии родился в г. Мемель (Пруссия), закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Аполлон Мокрицкий и Евграф Сорокин. В период учебы его живопись и рисунок неоднократно отмечались серебряными и золотыми медалями. По окончании училища Генрих Манизер поступил в Императорскую Академию художеств, которую закончил с присвоением малой золотой медали. Еще студентом участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. С начала 1880-х годов и до 1917 года преподавал живопись и рисунок в Центральном училище технического рисования, основанном бароном А. Л. Штиглицем. За прямоту и строгость его любили и уважали ученики. Очень требовательным был художник и к себе, виртуозно владея живописной и акварельной техниками, не любил шик и ловкачество в искусстве.
О династии художников Манизер

Манизер Г.М. Христос и Иуда. 1913. Государственный художественный музей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Манизер Г.М. Амазонка. 1900-е. Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Г. М. Манизер. Урок живописи. 1903

Манизер Г.М. Анна Каренина (по роману Л.Н. Толстого)

Манизер Г.М. Портрет Стеллы Семеновны Манизер. 1895
Собрание семьи Манизера

Манизер Г.М. Император Николая II с орденом святого Владимира
«Изгнание Адама и Евы из рая» Генриха Манизера или «День грехопадения» посетителям Омского музея изобразительных искусств не показывают. Вдова передала ее в Омск, накатанной на вал. В описи значилось: «большая трубка». С тех пор она ни разу не экспонировалась.
«Картину видят только хранители и реставраторы, – рассказывает Ирина Девятьярова. – Согласно инструкции время от времени мы выносим полотно в большой зал, раскатываем, смотрим сохранность, делаем профилактические наклейки. Картина требует реставрации и серьезных финансовых вложений. Вещь сложная, больших размеров. Но есть надежда, что в скором времени омичи все-таки смогут познакомиться с этим шедевром Генриха Матвеевича. На выставке можно увидеть два эскиза к этой работе. Художник представлял, как могло выглядеть изгнание Адама и Евы из рая».
источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
источник 5
|
</> |