«Гениально, Ватсон!»

топ 100 блогов Comte-le-Chat — 02.01.2010 Ооо! Ааа! Ууу! Да! Да!! ДА!!!
Примерно такой была моя первая реакция на нового «Шерлока Холмса» Гая Ричи.
Фильм – шедевр. Это понимаешь с первых минут и первых кадров. Викторианский Лондон пробирается в кинозал шелестом Темзы, грохотом копыт по булыжникам мостовой, облаками сумрачного тумана и слепыми пятнами газовых фонарей. Лондон хищно усмехается, показывая клыки лорда Блэквуда, и расплывается дымом от трубки Холмса. Лондон окутывает ароматом духов Ирэн Адлер и раскланивается с безукоризненной вежливостью доктора Ватсона. Лондон живёт, и в его пульсе бьются все тайны этого величественного города.
Не ищите здесь Конан Дойла. Автор бессмертного детектива никогда не писал ничего похожего на этот фильм. И, тем не менее, он – везде. Даже единожды прочитавший хоть какой-то из рассказов о Холмсе, с чувством гордого узнавания обнаруживает бесчисленные отсылки к оригиналу, тонко пронизывающие всю ткань сюжета. Вот фонарь с адресом «221b», прямо напротив таблички «Baker street». Вот часы, как две капли воды похожие на те, что были у Ватсона в «Кровавой надписи»: исцарапанное отверстие для заводного ключа и нанесённые иглой инициалы владельцев ломбардов, куда эти часы закладывали. Вот фотография Ирэн Адлер на столе у Холмса, вот потомок славного бульдога Тори, сопровождавшего друзей в деле «Знак четырёх». Пыхтящий катерок «Люси», который Таннер, похоже, унаследовал от лодочника Смита. Масонский перстень из «Союза рыжих»; Мэри Морстон, с которой доктор Ватсон со дня на день объявит помолвку. И, разумеется, загадочная фигура с мелом на лацканах пиджака и хитроумным механическим пистолетом-рукой, фигура с литерой «М» на саквояже и холодным разумом логика, с которым Холмсу было «интересно бороться один на один»: таинственный профессор Мориарти. И хотя профессор проходит лишь тенью событий первого плана, создаётся ощущение, что борьба с ним ещё только предстоит великому сыщику. После просмотра фильма – очень хочется верить, что предстоит.
Это фильм, который мало сказать оправдал все ожидания, но и превысил их. Прекрасная игра актёров, великолепно воссозданная атмосфера, отличная режиссёрская и операторская работа. Простой рецепт гениальности. Здесь нет ничего лишнего, а главное – здесь нет того перебора спецэффектов, от которых начинает тошнить во многих современных кинолентах. Удивительно, но в случае с «Ш.Х.» даже рекламный трейлер показал ни больше, ни меньше того, что действительно есть в фильме. А ещё удивительнее, что в трейлер не влезла и десятая часть того, чем привлекает эта лента.
Да, это не тот Холмс, которого мы знаем по книгам. Да, здесь мало что осталось от канона. Да, если вы ищете образ, созданный Конан Дойлем, то с фильмом Гая Ричи это будет напрасной тратой времени. Но лично для меня Роберт Дауни младший теперь идёт на втором месте в качестве Шерлока Холмса. На первом – бесспорно, Василий Ливанов. Хотя подобное сравнение очень и очень приблизительно, ибо Ливанов именно тот Шерлок Холмс, которого описывал сэр Артур; Роберт Дауни младший – тот Шерлок Холмс, который мог бы быть, словно нам предоставлена версия альтернативной реальности. И, тем не менее, оба – «это он!» Потому что в обоих узнаются черты, которыми обладал литературный персонаж: здесь вам и бокс, и игра на скрипке, и химические опыты, и дедуктивный метод, и сотня других самых разных «и». Достаточно, чтобы не дать фильму превратиться в тупой экшн, не скатиться к набору компьютерной графики и не угробить саму идею экранизации Конан Дойла.
Такое кино обязательно нужно смотреть, лучше всего на большом экране. Правда, с большим экраном связан один огромный недостаток: окружающая публика. Которая хрустит попкорном, шипит газировкой, болтает по мобильникам, храпит, перемещается во всех направлениях и устраивает возню в самый неподходящий момент. Именно поэтому я не хожу в кино, а «Шерлок Холмс» стал единственным исключением за полтора года. Исключением, которое меня от души порадовало, но которое подтвердило давно замеченную истину: культура похода в кинотеатр у нас так и не прижилась.
Впрочем, это уже совсем другая история.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вам доводилось когда-нибудь ловить себя на мысли, что «украинцы», кажется, совершенно незнакомы с такими дисциплинами, как география, история, экономика, культурология? Более того, закрадывается подозрение, что они не владеют навыками использования Интернета, возможно, вообще не умеют ...
Написал заметку "Про электромобили 2" (в дополнение к "Про электромобили" ) и неожиданно обнаружил, что не только в Дзене, но и в ЖЖ есть довольно много народу, одураченного зелеными бесами (в прошлый раз они мою заметку как-то пропустили). Поэтому, решил отдельно написать ...
Сегодня еще одна порция интересных киевских муралов. Расположенных в разных местах города и созданных  известным стрит-арт художником из Франции Жульеном Малланом (Julien Malland) — творческий псевдоним Сет (Seth). Первый из них находится на электрощитовой на улице Ольгинской. ...
Хочу поделиться своими планами на дальнейшее бытие Илайчика. С трех лет ребенка можно отдать в городской детский садик, который субсидируется государством и плата за который уже не такая драконовская, как за частные сады. Но там есть куча подводных камней, из которых мне достаточно ...
Сегодня в Институте журналистики БГУ (на родном журфаке, если по-нашему) я дебютировала в качестве лектора в Школе PR. Новое здание журфака совсем не напоминает наше прежнее на Московской с его деревянными полами и актовым залом, где на лекциях ...