Генделя, Генделя, Генделя-Уенделя...

Это всё к чему? К тому, во-первых, что меня, даже когда я таки слушаю музыку, абсолютно не вставляет "титаническое усилие проникнуть с помощью глубин звука в недра [под]сознания"... Музыка - для развлечения и поднятие биологических тонусов, а не для "раздумий о смыслах жизней". Поэтому даже не не люблю, а на дух не переношу всю это протестантсткую "хирургию грязными пинцетами" - псевдомузыку псевдовеликих композиторов а-ля Бах, Бетхобен, Блист, Бшуман, Бшульберт, Бшопен и так далее, вплоть до современности. Отвалите от моей души, негодяи! Кончилось барокко - кончилась классическая музыка, как по мне, умерла в последних аккордах Глюка и Моцарта. Композиторы, прекратившие есть, пить, веселиться и писать за большие деньги - угробили музыку своими немытыми патлами, мятыми пинжаками, постными мордами, бого[борчеством]исканием и мизантропическими комплексами... (Таким макаром я вообще скоро возненавижу романтизм, блин - но как же тогда Кляйст и Хофман?..)
А во-вторых, я таки прочел биографию Генделя из "ЖЗЛ", авторства Л. Кириллиной. С опасениями начинал - ибо см. выше, я и музыка живем в разных районах, и мне вобще фиолетово, где там у кого "верхнее ля" с "нижжним до" пересекается, и в каком регистре. Однако старик Гендель (хотя, конечно же, Хендель, точнее даже Хаэндель, но кого это вообще заморачивает? люди так любят собственную нелюбознательность и наплевательство на других людей...) завсегда был во главе того списка, который я выше начинал - никому (еще раз ПЖ - никому) не удавалось создать музыку одновременно возвышенную, торжественную, легкую, мелодичную и простую (по отдельности писали, но сразу чтобы всё это в одном флаконе - фигвам!). Именно что - Бах ваш в этом смысле и рядом не стоял, и все эти снисходительные пассажи авторши "Гендель и Бах - две стороны одного великого гения" - ха на них! Очень ее занимает, почему они не встретились (хотя Бах - заметим, не Гендель! - два раза конкретно "бежал и догонял"), и чем они были разные. Как будто и так не понятно - Бах для зануд и чахотошных
А если серьезно, книга как раз для таких, как я - нюансы "музыкальных фиговин" почти не рассматриваются, зато много описаний сюжетов опер и всяких ораторий,а также подробностей о том, как жили и творили музыканты, композиторы, певцы (кастраты всякие, ага), либреттисты и прочие [около]музыкальные люди XVIII века. Как человек Георг Фридрих всю жизнь боролся против ленивых, тупых, косных и мелких зрителей, проваливавших премьеры его великих опер и прочих ораторий "патамушта нихачу", и в итоге побеждал их с третьего или четвертого раза - заставил-таки поставить себе прижизненный памятник в Лондоне и стал "живым классиком" (хотя выкобенивались зрители каждый раз, и никто не мог предсказать, обернется ли очередная премьера грандиозным триумфом или пошлым провалом).
Ну и объясняет авторша довольно доступно, где ее герой находился в "общей магистральной струе", много написуя о композиторах XVIII века (особенно итальянцах-"опертунистах"), почему (с ее ТЗ) Гендель не Бах, а Бах не Гендель, чему у Генделя научился Глюк, как Генделя искажал Моцарт (если таких труб, как в Лондоне 1740 годов, в Вене 1780-х не делают - это еще не повод уродовать партитуру "Мессии", даже если ты МоРцарт, блин...). И "многое такое". Ну и, наверное, ей (Кириллиной) тупо повезло с героем - это вам не какой-нть Бебхобен, "тонко чувствующий и нежно ранимый в ухи". Гендель и в жизни был человек-глыба, мастер-стахановец, бурный, огромный и всепоглощающий - выкидывал кобенящихся оперных певиц в окна, спорил с королями про то, где должны играть скрипки, схватывался на дуэли с оппонентом "по поводу одного места в свежем балете", опрокидывался в колясках, перенес кучу инсультов, ослеп под конец жизни, но даже в этом состоянии играл на органах и сочинял оратории...
В общем, пожалуй, именно Гендель - композитор №1 на все времена (и застрелитеся со своими Бахами, Шульбератми или Ратманиновымя; даже Моцарт, чувак для меня совсем не конченный - он четвертый или пятый). И книга сия доступно дает понять, почему именно.

|
</> |