
«Кулацкие подсчеты»

Читаю книгу «Охота на красного директора» о том, как в 1937-1938 годах был разгромлен руководящий и инженерный состав Пермского завода №19, что очень «помогло» советской авиапромышленности в последовавшую вскоре суровую годину.
Между делом, по ходу рассказа упоминается и небольшое событие, случившееся в Перми в 1934 году. В ходе одной из многочисленных чисток Пермский горком исключил из ВКП(б) преподавателя местного сельхозинститута Монастырева.
За что?
За то, что решил слишком много умничать. А именно - заявил, что после отмены карточной системы и введения нормированных государственных цен, жить станет сложнее:
«На парткоме т. Монастырев пытался решение свести и заменить их кулацкими подсчетами. Если раньше я мог купить за 48 руб. 2 пуда пшеничной муки, то сейчас буду платить 55 руб. за один пуд…»
Ответственные товарищи такие подсчеты Монастырева не оценили,
равно как и его заявление о том, что «…у определенной группы
рабочих реальная заработная плата понизится и материальное
положение ухудшится. К этой группе тов. Монастырев относит
многосемейных и неквалифицированных рабочих…» и решили
проблему очень просто. Монастырева объявили иноагентом,
тьфу, исключили из ВКП(б).
Со всеми вытекающими последствиями.
Правда, цены потом и в самом деле выросли, реальная заработная плата понизилась и материальное положение низкооплачиваемых рабочих лучше не стало. Но про это советские газеты рассказывать, конечно, не стали.