Где заканчивается личная свобода
eternele — 03.12.2022С чем племяшке очень повезло, так это с лицеем*. Не в смысле уровня преподавания (он так себе), а в смысле человеческого отношения. С племяшкой все носятся, чуть ли не в попу целуют, восторгаются её прогрессом во французском языке. Она как-то очень быстро втянулась и даже на уроках французской литературы поднимает руку и участвует в дискуссии. Напомню, что французский язык она начала учить в марте текущего года. К слову, по математике и физике она одна из лучших в классе. Мы поначалу боялись буллинга из-за сами знаете чего. Но даже украинские беженцы с ней спокойно общаются на курсах французского как иностранного.
Недавно по «Моральному и гражданскому образованию» задали написать работу по теме «Ограничение личных свобод ради общественного блага», про какой-нибудь французский закон. И пример приводится про ограничение скорости транспортных средств ради снижения смертей на дорогах. Племяшка была очень недовольна:
— Какая отвратительная тема. Нет таких свобод от которых стоит отказываться ради других. Люди — уроды.
— Что ты имеешь в виду? — заинтересовалась я.
— Дай волю людям, они запретят всё. Они докапываются даже до твоей одежды. Какое им дело, как я одеваюсь, крашусь, как я выгляжу?
Я воспользовалась reductio ad absurdum для наглядности.
— Ну, смотри, например, нагота — незаконна. Тебе же не нравится, когда голый мужик трясёт причиндалами перед лицом без твоего на это запроса. Для этого есть время и место. А если хочется быть голым в общественном месте, можно пойти на нудисткий пляж. А те, кому голые люди не нравятся, на нудисткие пляжи не ходят. Поэтому и существует закон — чтобы защитить от наготы без запроса.
— Да! Мне нравится эта тема! Я её возьму!
Я мысленно сделала рукалицо, но решила, что это может быть хорошим терапевтическим кейсом. Любимый, услышав о выборе темы, чуть не упал в обморок. Сказал, что одноклассники распнут, а учитель будет в шоке. Я ответила, что надо больше верить в подростков и взрослых.
Вчера племяшка ходила в школьную библиотеку с учительницей. Во-первых, она уже до этого бегала в восторге, что нашла в библиотеке книги про ЛГБТ и гендер. Во-вторых, учительница воодушевилась темой про наготу, помогла найти кучу источников с историей отношения к наготе в обществе и смотрела с ней картины голых женщин. Сказала, что стоит упомянуть Германию, потому что там более свободное отношение к наготе, чем во Франции. И вот племяшка рассказывает про то, какой открытый и прогрессивный учитель у неё, и задумчиво в конце говорит:
— А в России ко мне на улице подходили незнакомые люди со словами, что я как-то не так одета.
Я смотрю на неё и на меня, а мы стоим с ней в пижамах посреди супермаркета. И нам никто ничего не говорит. Даже никак не смотрит.
*Во французской образовательной системе в лицее учатся в среднем дети с 15 до 18 лет.
|
</> |