Где находился остров русов?

топ 100 блогов lengvizdika04.02.2024

Аланы-русы на побережье Южной Балтики и на эстонском острове Сааремаа. Это и была Русия-тюрк?  (Перепост статьи Бориса Новицкого)

Где находился остров русов?

Арабские географы Ибн Русте начала X в., и Мукаддаси середина X в. и ряд более поздних в том числе иранских авторов писали о лесистом и болотистом острове, окруженном озером или морем, на котором обитали некие русы. Население острова русов по их информации составляло 100 тысяч человек. Размеры острова – три дня пути. И титул правителя островных русов был «хакан-рус». Но на этом острове над царями возвышались знахари-жрецы. Тут же на память приходит остров русов Рюген, как никакой другой подходящий под это описание. Чем это, например, не известный остров Рюген, население которого в Средние века источники называли руянами, ранами, русами, рутенами, ругами. Да, и Гельмольд докладывал, что жители Рюгена жреца «почитают больше, чем короля». А здесь видим созвучие сообщению Ибн Русте о принесении в жертву людей-христиан. Этот остров с городами, но при отсутствии деревень, вполне мог играть роль полугосударственного центра средоточения разбойных и торговых организаций. Но смущает одна важная деталь – население острова по Ибн Русте совершало военные походы на славян на кораблях и торговало рабами и мехами, вывозя их в «Хазаран и Булкар».

Кроме того, у этих островных русов существует обряд трупоположения и знатным русам выкапывали наподобие дома могилу. Куда, клали пищу, одежду, драгоценности и монеты. Также в могилу помещали и живую любимую жену покойника, закрывая наглухо вход. И это описание Ибн Русте напоминало обычный похоронный обряд носителей салтовской культуры на юге России – культуры лесостепного Подонья, которая, как полагают, сформировалась при переселения туда аланских племён. И об аланах на Рюгене еще никто не писал!

Ссылаясь на текст Ибн Русте, и отмечая представления многих авторов о его южных координатах, вплоть до самого полуострова Крым, А. Кузьмин настаивал на северном положении острова русов. Поскольку, во-первых, это были болотистые лесистые места, больше свойственный северу, скорее, Прибалтике, во вторых, нападение на славян с моря, т.е. на балтийских славян, которые у моря и жили. Кроме того, Ибн Русте отметил превосходство русского «меча», имевшего в принципе северное происхождение, над хазарской «саблей». Да, и указанные размеры острова, не подходят, ни для Готланда, ни тем более для Скандинавии, у берегов же Прибалтики можно увидеть несколько подходящих по размеру островков.

И такой остров, подходящий по размерам и описаниям восточных географов имеется. Это остров Сааремаа, с эстонского переводится как «Островная земля». Он также соответствует информации Саксона Грамматика о Руси в Восточной Прибалтике и Новгородской I летописи, где он так и обозначается. Северные саги его звали Хольмгард

Т.о., «Остров русов» с каганами во главе по всем описаниям соответствует «Островной земле» («Холмгарду», Сааремаа) как по размеру, так и по реальной роли некоторого центра силы до середины XIV в. в Ротале.

Рядом с Хольмгардом часто фигурирует Вик или область, лежащая напротив острова Сааремаа. Адам Бременский упоминал проживавших там «аланов или албанов» - на латыни "белые". При этом, в арийских языках и росы\русы означают также "белые". Датчане «Рутенами» называли аланскую Русь. Саксон Грамматик, отображая легенды роталийцев, отмечал, что Один пришел на Балтику с Дона и вернулся на Дон. Он побывал в Швеции, где шведы почитали его как божество, но вернулся он на Дон. Исландский сказитель XIII в. Снорри Стурлусоном в Саге об Инглингах говорит о Великой Свитьод, которая занимала большие территории подле Танаиса (Дона). Там была страна асов – Асаланд, с главным городом Асгардом, вождем которой был Один. Он, оставив в городе братьев, увел большую часть асов на север, затем на запад «в Гардарики» - восточный берег Балтики, где, согласно Саксону Грамматику, Один оставил свой след. А затем повернул на юг в Саксонию.

Полагают[1], что Балтийская Русь контактировала с Причерноморьем и руги во II–III вв. н.э. шли к Причерноморью вместе с готами и гунами-фризами. Но после развала державы Аттилы они вернулись в Балтию с аланами-русами с Дона. Так что, появление на севере титула «каган» без явных контактов с тюркскими народами или их ближайшими соседями не могло быть случайным. Это относится, прежде всего, к «Руссии-тюрк» или аланской Руси – Роталии. Поэтому, известный в Прибалтике обряд погребения с конем связывают с рутенами-венедами, который был распространен, по побережью Эстонии, где располагалась «Русия-тюрк» («Русия» алан или роксалан)

При этом русы с острова Сааремаа поддерживали постоянные контакты с Псковом, а не Новгородом. И супруга князя Игоря Ольга, согласно ее Житию, происходила именно из-под Пскова.

Известно, что во французскую историю плотно вошел некий «норманский» завоеватель Роллон, захвативший с 911 года часть франкских территорий на севере Франции. По крайней мере на это указывает большое число литературных произведений запада, посвященных этому герою.

Франкский хронист Флодоард называл Роллона «предводителем норманнов» (princeps Normannorum), а средневековый хронист Ришер Реймсский — «главарем пиратов» (dux piratarum). В скандинавской традиции Роллона/Хрольва называли ярлом Руана (jarl de Ruða). К слову, общность названий французского города Руан, вотчины Роллона, и латинской транскрипции имени острова Рюген (Руян) как-то не принято замечать.

Такая нацеленность именно на эти земли «северянина» Хрёльва Пешехода, как изначально звали Роллона, объяснялась им самим, как историческое возвращение на землю предка. Этот вождь норманнов из "Норвегии" считал себя потомком Ролло II в. и считал завоеванную территорию своей прародиной и в 911 г. Впрочем, поставленные кавычки означают условность понятий, которые они отмечают

К слову, во Франции, а также в соседней Бельгии имелись обширные могильники погребений аланов, которые, согласно многочисленным источникам, вторглись в Галлию в 406 году. И вполне осознанное желание Роллона занять области реальных аланских могильников в Северной Франции объясняет то, что он, видимо, был предводителем очередной группы алан. Тогда почему его норманнизм (отношение к северу) считали норвежским? Об этом ниже.

А пока об аланах. В трудах античных авторов они упоминаются уже с середины I века н. э. и пришли на запад с Восточной Европы, после того как в 372 г. потерпели поражение от гуннов. Затем они через Галлию и Пиренейский полуостров вместе с вандалами достигла даже Северной Африки.

Аланы в Западной Европе образовывали разные конгломераты племен. Часть их объединившись с вандалами прошли в Северную Африку, другая часть двинулась из Восточной Европы (черняховская культура) на Дунай вместе с гуннами-фризами и готами. Там они образовали державу Атиллы. Кстати, аланом был знаменитый историк VI в. Иордан, написавший историю готов. На северо-западе Европы широко распространены имена Алан и Алдан у кельтов

Интересно, что для обозначения высшей категории норманнов и даже скандинавских божеств служило такое широко распространенное понятие, как "асы". А это было самоназвание алан с просторов русского Дона. В русских летописях их звали "ясы", грузинские источники – «осами» (современные аланы-осетины).

И если относительно названия русской реки Дон можно отметить, что и на северо-западе Франции, в провинции Бретань, нашлось место аналогичному названию речки Дон, впадающей в реку Вилен, то присутствие там же многочисленных аланских могильников есть прямое указание на реальное присутствие донских алан, ведомых Роллоном и его более древним предком Ролло, на землях галлов.

Где находился остров русов?

Назвать таким привычным именем Дон реку на новой территории могли только носители языка, в котором это слово означало водный объект. И это явно были потомки ариев. Теперь уже реки Дон в Шотландии, и четыре реки Дон в Англии не так удивительны. Все они так названы, видимо, еще пришельцами с востока.

Это явно были отдельные ираноязычные группы, в частности роксаланы и аланы, которые проходили в начале н. э. с Дона в Западную Европу[2]

В низовьях Волги и далее на восток были известны ираноязычные племена аорсы, обитавшие там до н. э. Во II–III вв. н.э. это название вытесняется именем «аланы», их также будут называть и «русами». Оба названия соединило в себе племя «роксаланов» [3]. Имя составлено из двух компонент: «рокс» - «светлый, блистающий, белый» (племя, считающееся особо благородным у алан) и «аланы». А роксаланы (светлые или белые) – это была часть аланских племен, претендовавших на первенство среди русов. К слову и Низами смешивал Русов с аланами.

Здесь речь идет о разных "русах" восточных источников. На востоке Европы – роксаланы и аланы, на Западе – руги и рутены.

А в границах Черняховской культуры были, похоже, и те и другие. Во всяком случае, области Крыма и Меотиды оказались местами их пересечения[4].

К тому же, и восточные источники IX–X вв. указывали на разные Русии — Причерноморскую, Салтовскую, Балтийскую и очень редко - Киевскую. Путь же с Балтики к «Русскому» (Черному) морю проходил в основном по Дону. К тому же и наибольшее количество кладов восточных монет обнаружено в среднем течении Оки, у верховий Дона.

Так что, скорее всего, во Французскую Нормандию пришли вообще-то не норвежцы, а аланы во главе с Роллоном, считавшим себя потомком пришедшего еще во II в. с Дона алана Роллона. С ним в начале X столетия могли вполне идти и племена побережий Северного моря и Балтики, уходящие от давления со стороны Франкской империи.

Интересно, что в ряде источников «росы» упоминаются еще до призвания варягов-русов. Так византийский писатель XIV в. Никифор Григора упоминает о «русском» князе при дворе Константина Великого (IV в. н.э.).

Итак, в VIII - начале IX вв. на территории Среднего Поднепровья и Подонья существовало сильное государство русов-алан – Росский каганат. Он был известен по западным и восточным письменным источникам IX в. В него входили также славянские племена полян, северян и радимичей.

В начале IX веке Росский каганат был разгромлен у Дона венграми и русы-аланы были вытеснены оттуда. Часть их переселилась в Восточную Прибалтику – на остров Сааремаа и стали известны древним источникам как "Руссия-тюрк". Там они в этот период составили еще одну разновидность Балтийской Руси. Скорее всего, в IX веке русы-аланы были славянизированы. Именно из этой Руси, как полагает А. Кузьмин, вышли Вещий Олег и Игорь "Старый". А у славянских племен из этих русов-аланов уже после смерти Рюрика и его братьев утвердилась княжеская династия.

Если аланы-русы это было арийское племя, то как к ним «привязался» титул «каган»?

Так, в IX в. титулом «кагана» Бертинские анналы наделили группу «норманнов», которые в 839 г. возвращались на родину, по всей вероятности, именно в Юго-Восточную Прибалтику из Константинополя через Франкскую империю.

В 839 г. к франкскому императору Людовику Благочестивому (814–840) явились послы византийского императора Феофила (829–842). Посольство было торжественно принято 18 мая в Ингельгейме. В составе византийского посольства оказались и представители народа «рос»: «Послал он с ними также неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их по имени Хакан (Chacanus) отправил к нему (Феофилу) ради дружбы.

Этот титул упоминается в послании Людовика II от 871 г. греческому императору Василию, с разъяснением, что этот титул приравнивается к королевскому. Адам Бременский и Гельмольд отмечали, что из всех славян только руяне с острова Руян (Рюген) имели короля. Но титула «каган» руяне не знали, как, впрочем, и скандинавы.

Источником такого уточнения является, очевидно, проживавший в Италии в X в. Иосиппон (Бен Горион). Он включил Алан в число тюркских народов, видимо, потому, что те позаимствовали титул «кагана» тюрков-хазар в противостоянии с ними.

Откуда же пришли в Европу аланы? Это арийское племя алан не на пустом месте появилось в истории, и начали его в центральной Азии под именем арии.

По мнению автора исследования «Ранняя история алан» Т.А. Габуева, этническая общность алан сложилась на территории Кюнгюя, древнего государства (IV и III веков до н. э. - IV век н. э.) в Центральной Азии. По мнению историка Л. А. Боровковой, кангюйцы по облику были европеоидами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и отгонным скотоводством.

Эта общность включала в себя восточных тохар (юэчжей) и асов (усуней) и часть туземцев. В скобках показана китайская транскрипция их имен, известная из китайских источников. Образовавшееся объединение именовалось «агуаnа», которое в китайской фонетической форме стало звучать «alana». Закономерность такого перехода показал в своей работе В.И. Абаев[5]. Так и слово «рус» китайцы произносят как «олос» или «олоус».

Главное положение в аланской военизированной общности занимали асы. По сообщению римского историка начала эры Помпея Трога асы (асианы) являлись царями тохаров. Отмечу, что именно к аланам возводил свою родословную род моголов Борджигинов («Синеоких»), из которого вышел Синеокий Чингизхан. Известно, что прародительницей этого рода была Алан-Гоа или Прекрасная Аланка.

Древние моголы» были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. У Борджигинов глаза „сине зеленые“ или „темно синие, где зрачок окружен бурым ободком[6].

В этой «могольской» аристократической среде было распространено имя Урус. В истории моголов известно имя Урус-хана (Русского хана), властвовавшего в Синей Орде – где ныне казахстанские степи. Г.В. Вернадский полагал, что Уруса, хана Синей и Золотой Орды, назвали так из-за его матери, которая могла быть русской. И государя енисейских кыргызов, современника Чингизхана, который мирно перешел под его власть, звали Урус-Инал. [Рашид-ад-дин Сборник летописей]

Так что лревние енисейские «кыргызы» внешним видом абсолютно отличались от современных киргизов, которые их именем пользуются сегодня. Вот как описывали енисейских кыргызов в китайской «Истории династии Тан»:

«Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами»[7].

Многие китайские историки XIX века считали асов («усуней») предками русского народа. В «Исследовании о племени Усунь» китайский историк Хэ Цю-тао писал:

«Ван Цю-цзянь в «Юйтанцзяхуа» считает, что древние усуни – это есть нынешние олосы[русы].

Описали китайские историки и удивительную внешность усуней (асов):

«… их вид наиболее отличен. Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]»[8].

Стало быть, у истоков не только этнической общности, но и военно-княжеского слоя кочевников Евразии под именем аланы стояли восточные тохары и асы, объединенные одним языком. Причем тохарский язык, как отметил такой болгарский лингвист В. Георгиев, наиболее близок к балто-славянским языкам.

Так что, фонетическое искажение слова арии позволило им уже под именем аланы продолжать орудовать в истории Европы.

Из Прокопия Кесарийского известно, например, что аланы являлись также и готским племенем.

«Вандалы прежде жили около Меотиды (Азовское море — К.П.). Страдая от голода, они направились к германцам, называемым теперь франками, и к реке Рейну, присоединив к себе готское племя аланов» (Война с вандалами, кн. 1, III, 1)».

Потому мы и видим аланов в истории Европы и на побережье Балтии, и, видимо, на «Русском острове» Сааремаа, на севере Франции.

Касательно ранней генеалогии алан, коснемся пока только салтовской кульутры. Так, у образцов Подгоровского могильника VIII-IX веков в Белгородской области, выявили Y- хромосомные гаплогруппы R1a-Z93>Z2124, G, J2a.

У образца из Дмитриевского могильника некрополя Верхнесалтовский-IV выявлена Y-хромосомная гаплогруппа G2a - характерные, видимо, для этой культуры.

Пока всё. Всех благодарю!

Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, но и ставьте лайки!

С уважением, Борис Новицкий

[1] А. Кузьмин. Начало Руси.

[2] Б.А. Калоев. Венгерские аланы (ясы). Историко-этнографический очерк. М., 1996.

[3] С.П. Толстов. Из предыстории Руси. С. 42.

[4] А.Г. Кузьмин. Начало Руси.

[5] В.И. Абаев. Скифо-европейские изоглосы

[6] Л.Н. Гумилев, «Древняя Русь и Великая степь».

[7] Н. Я. Бичурин [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена

[8] К. Пензев. Корпорация Русь

https://dzen.ru/a/ZHsub831eXEmRTug

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С теплом проклюнулись соседи-алкаши. Я так хотел спать, что уже почти не реагировал на эту привычную орущую бабу за окном. Она стучала к соседям, что-то мекала, вякала, материлась. К сожалению, 25-летняя девочка, соседка поближе, задружилась с ней. Я бы очень хотел, чтобы она ...
...
"Великая Мать принимала и принимает на этой планете много различных форм. Были эпохи, когда культ почитания Богини был повсеместным. Это был Золотой век человечества, время мира, ...
Жара стоит несусветная, из дома страшно выходить, поэтому в выходные вторую неделю выбираюсь на Урал только ранним утром, чтобы в 10 утра уже вернуться домой. Как же там хорошо в это время, нежарко и малолюдно! Тени от моста еще длинные, пляж пустынен, но нам все равно не сюда, а на ...
стоит быть гибкой. Как это дерево. Дерево-не дерево, но вот такая штука растет в нашем офисе. Сначала тянулась в одну сторону. А потом - переориентировалась в другую:)) Очаровало меня вчера это ...