Газовая отрасль — роковые перемены
za_dergavy — 09.10.2024Драматические перемены ждут одну из основных для России индустрий. Из-за падения экспорта газа в ЕС на 80% бизнес модель Газпрома и всей отрасли больше не работает.
Газпром стал самой убыточной российской компанией в 2023 году, пишет Forbes. Чистый убыток составил 583,1 млрд рублей. Это рекорд за 25 лет. Газпром выпал из списка 100 крупнейших компаний страны по прибыли. Хотя в прошлом году был его лидером. По итогам 2024 года компания снова может стать лидером — но по убыточности. Только за первое полугодие этого года Газпром недополучил более 480 млрд рублей.
Дальше — только хуже. Экспорт газа в обозримом будущем будет только снижаться. 2024 года — последний, когда Европа наращивала закупки российского газа, готовясь к сложностям после отказа Украины продлить контракт с Газпромом о транспортировке газа в Европу. Китай не может по объемам закупок газа заменить Европу. Более того, Китай показал, что более не нуждается в наращивании поставок газа из России. Важнейший газопровод «Сила Сибири 2» по оценкам экспертов и проговоркам Монголии не начнут строить до 2028 года. То есть, с учетом углеродной политики Китая — уже никогда.
Не сработала и ставка на СПГ, проседающего под санкциями. Небольшой теневой флот газовозов блокируется. Новатэк не успел не только в производство, но и в доставку. Единственный надежный путь поставок СПГ — северный, СМП, тоже закрыт без газовозов ледового класса. Индия отказалась от приобретения подсанкционного газа с «Арктик СПГ 2», крупнейшего СПГ-проекта России и Новатэка. При этом Индия с удовольствием продолжает покупать российскую нефть (не газ), хоть и с большим дисконтом. Россия долго будет испытывать профицит сжиженного газа. И массовое оборудования газом автотранспорта, если даже будет пролоббировано, эту проблему не решит.
Итак, если «Газпрому» не удастся срочно запустить новую фантастическую мегастройку — транскаспийский газопровод и «коридор Север-ЮГ» в Иран (и Индийский океан), его ждет глобальная реструктуризация и смена руководства (Миллера уже начали мочить). Но есть и более значимые перемены.
❗️Вместе с падением «Газпрома» и централизованной газовой отрасти в целом, этого станового хребта Ресурсной Российской Федерации последних десятилетий, меняется и система власти в стране, меняется роль, и значение элитных групп. На место «газовых генералов», постсоветского корпоративного истеблишмента, компрадорской неономенклатуры, контролируемой выходцами из ПГУ, приходят «нефтяные бароны», компрадорские кондотьеры, побратимы выходцев из ГРУ и ЧВК. Другая субкультура и парадигма.
Теперь окончательно главная кампания в стране, опора бюджета и государства — «Роснефть». Поэтому вдвойне занимательно выглядит «военный кабинет» сентября 2024 года в новом Незыгаре, где Сечина упрятали на 47 место по влиянию, а Ковальчука взгромоздили на 2). Но дело не в лицах, а в смене доминирующего вектора политики, смене доминирующего политического актора, иной роли в государстве соответствующей элитной «партии», других приемов решения проблем, методов распределения ресурсов и т.п.
Что касается будущего «Газпрома» и его почти неминуемой реструктуризации. Она, судя по всему, будет проводиться не нынешним её менеджментом, не неономенклатурой, а другой элитной «партией», более приспособленной к «плаванию в мутной воде рынка» и ловле в ней маленькой рыбки прибыли. Рынок этот теперь будет во многом внутренний, и выживание частей разваливающегося, тонущего газового гиганта, будет сильно влиять на ситуацию в регионах России.
Не случайно новое управление регионами, из другого центра, нежели внутрипол АП, с другими механизмами, начинает выстраиваться прямо сейчас под крышей Госсовета. Старые механизмы уже не работают, сломавшись под ураганной эрозией силовиков. И приближающиеся роковые перемены в «Газпроме» — только часть болезненной перестройки всей системы управления в стране.
Которую публично рефлексировать некому. Она ведь, традиционно, идет исключительно под ковром.