ГАЗ М-1 Эмка, Эмочка
sergs_inf — 17.02.2018 Первый легковой автомобиль в СССР, с которого, можно так сказать, советский автопром начал выпуск легковушек массово. Историческое значение этой машины преувеличить сложно. О ней знал любой человек советской эпохи, независимо от того, довелось ему хоть раз в ней проехаться или нет.Впервые о существовании этого автомобиля я узнал в конце 80-х годов. Мне тогда было лет 6, но даже в столь юном возрасте олдтаймеры не оставляли меня равнодушным. Журнал «За Рулем» был из дедушкиной библиотеки, он же мне и рассказал вкратце про этот автомобиль. Уже позже подборка его журналов перекочевала ко мне, и я прочитал статью об «Эмке». Владельца, который её восстановил и сохранил звали Олег Нестеров, если не изменяет мне память. Интересно, где сейчас та машина?
СТАТЬЯ СО ВСЕМИ ФОТО И ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ЗДЕСЬ
Второй раз, уже вживую, легендарную машину, вернее то немногое что от неё осталось, я увидел в конце 90-х в Днепропетровске. О том, что автомобиль когда-то назывался ГАЗ М1 напоминал лишь кузов, и то, отдалённо, настолько он был уколхожен. Техническая начинка по всей видимости была или от «Победы» или от «Волги» 21-й.
Неоднократно слышал мнение о том, что «Эмка» - копия американского Ford V8 Model 40, но это не совсем так. Действительно, у ГАЗ М-1 большое сходство с американским автомобилем, ничего удивительного в этом нет, Горьковский автозавод помогали строить американцы, Ford помогал и с разработками машин.
Документация на Ford V8 Model 40 была передана на ГАЗ в середине 30-х, но наши реалии, такие как почти полное отсутствие дорог и грамотных механиков, способных обслуживать сложные американские агрегаты, потребовали значительных конструктивных изменений. Внешне машина не сильно отличалась, разве что форма передних крыльев изменилась на более простую в изготовлении, запаски с крыльев исчезли, и сами колёсные диски на спицах сменились на простенькие, штампованные да изменилась решетка радиатора. А вот техническая начинка изменилась полностью.
Фордовский 3,6-литровый V8 сменился на простенькую рядную четверку ГАЗ-М, объемом 3.3 л. мощностью в 50 л/с , с изменениями доставшуюся от предшественника ГАЗ-А, так же берущего истоки от автомобиля Ford модели.
Подвеска, спереди балка, сзади – неразрезной мост, вся подвеска на полуэллиптических рессорах. В коробке передач были три скорости, сцепление – однодисковое, а тормоза были барабанные механические, с приводом на все колёса и о-о-очень медленно останавливали автомобиль. Слабые, неэффективные тормоза были одним из главных недостатков машины, впрочем в то время и траффик не был плотным.
У кузова была интересная особенность – крыша автомобиля была не цельнометаллической, большая часть крыши была «мягкой», из брезента, утепленного войлоком. «Мягкий верх» был несъемным, его единственным назначением была экономия тонкого стального листа, дефицитного в предвоенном СССР материала. Никаких усилителей управления автомобилем не было, в салоне отсутствовал даже отопитель, труд водителя в те годы был тяжелым, а в сложных условиях – героическим.
Но у всех, кому довелось поездить на этой машине дорогами великих строек, или же тяжелыми фронтовыми направлениями, на которых большая часть этих машин и пропала, о машине остались самые тёплые воспоминания.
«Я старше «эмки» аж на четырнадцать лет. Помню, как такие машины появились в Москве. Они были, в частности, у некоторых коллег отца — руководителей издательства «Правда». Конечно, служебные. Мне иногда доводилось прокатиться на «эмке». В то время каждая поездка на любом автомобиле была для меня праздником, а новая советская машина вызывала искренний восторг! «Эмочка» казалась тогда самой уютной и комфортной.» , - вспоминал о машине Марк Григорьевич Тилевич, ветеран Великой Отечественный.
«Но на “эмке” драной, И с одним наганом, Мы первыми въезжали в города...», - пелось в советской песне военных корреспондентов «Корреспондентская застольная». В мемуарах фронтовиков и заметках военных корреспондентов не раз упоминалось о том, что стоявшие на ступеньках эмки пехотинцы одной рукой вели огонь из ППШ, другой держась за кузов, во время городских боёв. Неудивительно, что у многих этот автомобиль ассоциируется с дорогами той войны…
В те времена легковой автомобиль был даже не роскошью, для обычного рабочего, крестьянина, или госслужащего невысокого ранга машина была неким предметом из другой жизни, впрочем, жители крупных городов могли проехаться в машине и просто так, до войны часть «Эмок» пополнила первые таксопарки, хотя специальная модификация – такси в серию так и не пошла. Внешне её отличала небольшая светящаяся табличка над ветровым стеклом. Интересно, что довоенные таксомоторы попадаются на фотоснимках с фронтовых дорог.
Первые три опытных образца появились в начале 1934 года, официально годом начала производства считается 1935 год, но основной выпуск начался с марта 1936 года. На базе «Эмки» было построено небольшое количество пикапов, полноприводная военная модификация ГАЗ 11-73, с 6 – цилиндровым двигателем, модификация с 6 колёсами (такие попадаются кое-где на старых фото, сколько их было выпущено, мне не известно), в единичном экземпляре была машина на полугусиничном ходу, и двухдверное купе ГАЗ М-2. Так же, во время войны, в условиях острого дефицита бензина, на некоторые «Эмки» устанавливались газогенераторы, работавшие на дровах. Еще была спортивная модификация - ГЛ-1, на базе «Эмки», я о ней напишу отдельно.
Выпуск автомобиля был прерван началом Великой Отечественной, впоследствии он уже не был возобновлён, после войны на конвейер завода вышла «Победа», ГАЗ М-21. За время производства было изготовлено около 63 тыс. автомобилей, но, к сожалению, до наших дней дожили единицы.
Большая часть машин погибла на полях сражений Финской войны и ВОВ. Впрочем, в продаже сейчас «эмки» встречаются, как уколхоженные до неузнаваемости, так и нормально отреставрированные, но цена даже на уколхоженные начинается с полу миллиона рублей.
|
</> |