Музыка. Чик Кориа
uctopuockon_pyc — 05.06.2024Армандо Энтони "Чик" Кориа (Armando Anthony "Chick" Corea ; 12
июня 1941 – 9 февраля 2021) - американский джазовый пианист,
композитор, руководитель бэнда и перкуссионист. Его композиции
"Spain", "500 Miles High", "La Fiesta", "Armando's Rhumba" и
"Windows" широко известны как джазовые стандарты. В конце 1960-х
годов, будучи участником группы Майлза Дэвиса, он участвовал в
зарождении джаз-фьюжн. В 1970-х годах он создал группу Return to
Forever. Наряду с Маккоем Тайнером, Херби Хэнкоком и Китом
Джарреттом Кориа считается одним из выдающихся пианистов эпохи
после Джона Колтрейна.
Кориа продолжал часто сотрудничать с другими музыкантами, исследуя
различные музыкальные стили на протяжении 1980-х и 1990-х годов. По
состоянию на май 2024 года он получил 27 премий "Грэмми" и был 72
раза номинирован на эту премию.
Армандо Кориа родился в Челси, штат Массачусетс, 12 июня 1941
года в семье родителей Анны (урожденной Дзакконе) и Армандо Дж.
Кориа. Он был южноитальянского происхождения, его отец родился в
семье иммигранта из Альби, коммуны в провинции Катандзаро региона
Калабрия. Его отец, трубач, возглавлявший диксиленд-бэнд в Бостоне
в 1930-х и 1940-х годах, познакомил его с игрой на фортепиано в
возрасте четырех лет. Окруженный джазом, он в раннем возрасте
испытал влияние бибопа и таких музыкантов, как Диззи Гиллеспи,
Чарли Паркер, Бад Пауэлл, Гораций Сильвер и Лестер Янг. Он овладел
ударной установкой в возрасте 11 лет и до конца своей карьеры время
от времени играл на барабанах.
Кориа развил свои навыки игры на фортепиано, самостоятельно изучая
музыку. Заметное влияние на него оказал концертирующий пианист
Сальваторе Сулло, у которого Кориа начал брать уроки в возрасте
восьми лет; Сулло познакомил его с классической музыкой, что
помогло пробудить в нем интерес к музыкальной композиции.
Отец подарил ему черный смокинг, и он начал выступать еще в старших
классах школы. В то время ему нравилось слушать группу Херба
Помероя, и у него было трио, которое играло музыку Хораса Сильвера
в местном джаз-клубе. В конце концов он переехал в Нью-Йорк, где
изучал музыку в Колумбийском университете, а затем перевелся в
Джульярдскую школу. Позже он бросил учебу, чтобы проводить больше
времени на концертах.
Кориа начал свою профессиональную карьеру в области звукозаписи и гастролера в начале 1960-х годов с Монго Сантамарией, Вилли Бобо, Блу Митчелл, Херби Манном и Стэном Гетцем. В 1966 году он записал свой дебютный альбом "Tones for Joan's Bones".
В марте 1968 года он записал высоко оцененный альбом трио "Now He Sings, Now He Sobs" с барабанщиком Роем Хейнсом и басистом Мирославом Витушем.
Осенью 1968 года Кориа начал записываться и гастролировать с
Майлзом Дэвисом, появившись на широко известных студийных альбомах
Дэвиса "Filles de Kilimanjaro", "In a Silent Way", "Bitches Brew" и
"On the Corner". Он также появился на более поздних сборниках Big
Fun, Water Babies и Circle in the Round. Он покинул группу Дэвиса
вскоре после ее выступления на фестивале Isle of Wight в 1970
году.
Басист Дэйв Холланд (Dave Holland) покинул группу Davis вместе с
Кориа, чтобы создать свою собственную группу Circle с
мультиинструменталистом Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton) и
барабанщиком Барри Альтшулом (Barry Altschul). Они были особо
активны с 1970 по 1971 год и записывались на Blue Note и ECM. В
1971 году Кориа, по просьбе продюсера ECM Манфреда Айхера, начал
играть на фортепиано соло, записывая сессии, которые в апреле того
же года стали Piano Improvisations Vol. 1 и Piano Improvisations
Vol. 2.
Названная в честь своего одноименного альбома 1972 года, группа Кориа Return to Forever использовала как акустические, так и электронные инструменты и изначально больше ориентировалась на латиноамериканские музыкальные стили, чем на рок-музыку.
На первых двух альбомах группа состояла из Флоры Пурим (вокал и перкуссия), Джо Фаррелла (флейта и сопрано-саксофон), Майлза Дэвиса (коллега по группе), Айрто (ударные и перкуссия) и Стэнли Кларка (акустический контрабас). Барабанщик Ленни Уайт и гитарист Билл Коннорс позже присоединились к Кориа и Кларку, чтобы сформировать вторую версию группы, в которой сочетались элементы ранней латиноамериканской музыки с музыкой, ориентированной на рок и фанк. В этом составе группа записала альбом Hymn of the Seventh Galaxy, после чего Коннорса заменил Эл Ди Меола, который позже сыграл в "Where Have I Known You Before", "No Mystery" и "Romantic Warrior".
В 1976 году Кориа выпустил альбом My Spanish Heart, написанный под влиянием испаноязычной музыки, с участием вокалистки Гейл Моран (жены Кориа) и скрипача Жан-Люка Понти.
В альбоме сочетались джаз и фламенко при поддержке синтезатора Minimoog и духовой секции. Несколько лет спустя он сотрудничал с гитаристом Пако Де Лусией, играющим фламенко, на альбомах Touchstone и Zyryab.
В 1970-х годах Кориа начал работать с вибрафонистом Гэри Бертоном, с которым записал несколько дуэтных альбомов для ECM, в том числе альбом Crystal Silence 1972 года. В 2006 году они воссоединились для концертного тура. Новая пластинка под названием The New Crystal Silence была выпущена в 2008 году и в 2009 году получила премию "Грэмми". В комплект поставки входит диск с дуэтами и еще один диск с Сиднейским симфоническим оркестром.
В конце 1970-х годов Кориа провел серию концертов с коллегой-пианистом Херби Хэнкоком. Эти концерты проходили в элегантной обстановке, оба артиста были одеты официально и играли на концертных роялях. Они исполняли композиции друг друга, а также произведения других композиторов, таких как Бела Барток, и дуэтами. В 1982 году Кориа исполнил "The Meeting", концертный дуэт с классическим пианистом Фридрихом Гульдой.
В декабре 2007 года Кориа записал дуэтный альбом The Enchantment с банджоистом Бела Флек. В 2007 году Флек и Кориа активно гастролировали в поддержку альбома. Флек был номинирован в категории "Лучшая инструментальная композиция" на 49-й церемонии вручения премии "Грэмми" за трек "Spectacle".
В 2008 году Кориа сотрудничал с японской пианисткой Хироми Уэхарой в записи концертного альбома Duet (Чик Кориа и Хироми). 30 апреля дуэт отыграл концерт на токийской арене Будокан.
В 2015 году он повторил серию концертов в дуэте с Хэнкоком, снова придерживаясь дуэльно-фортепианного формата, хотя теперь оба включили в свой репертуар синтезаторы. Первый концерт из этой серии состоялся в театре Paramount в Сиэтле и включал импровизации, композиции дуэта и стандарты других композиторов.
Среди других групп были Chick Corea Elektric Band, ее сокращенное трио под названием "Acoustic Band", Origin и сокращенное трио под названием New Trio. В 1986 году Кориа подписал контракт со звукозаписывающей компанией GRP Records, который привел к выпуску десяти альбомов в период с 1986 по 1994 год, семи с группой Elektric, двух с группой Akoustic и сольному альбому Expressions.
Акустическая группа выпустила одноименный альбом в 1989 году, а в 1991 году - его продолжение, Alive, с участием Джона Патитуччи на басу и Дэйва Векла на барабанах. Это ознаменовало возвращение Кориа к инструментовке традиционного джазового трио, и в большинстве его последующих записей использовалось акустическое фортепиано. В 1992 году Корреа основал свой собственный лейбл Stretch Records.
В 2001 году New Trio Чика Кориа с басистом Авишаем Коэном (Avishai Cohen) и барабанщиком Джеффом Баллардом (Jeff Ballard) выпустило альбом Past, Present & Futures. Альбом, состоящий из одиннадцати песен, включает только одну стандартную ("Jitterbug Waltz" Фэтса Уоллера). Остальные мелодии принадлежат перу Кориа. В 1998 году он участвовал в записи альбома "Like Minds" со старыми коллегами Гэри Бертоном на вибрафоне, Дэйвом Холландом на басу, Роем Хейнсом на барабанах и Пэтом Метени на гитаре.
На более позднем этапе своей карьеры Кориа также изучал
современную классическую музыку. Он сочинил свой первый
фортепианный концерт — адаптацию своего авторского произведения
"Spain" для полного состава симфонического оркестра — и исполнил
его в 1999 году с Лондонским филармоническим оркестром. В 2004 году
он сочинил свое первое произведение без клавишных: его струнный
квартет № 1 был написан для струнного квартета Orion и исполнен ими
на летнем фестивале 2004 года в Висконсине.
Кориа продолжил запись фьюжн-альбомов, таких как "To the Stars"
(2004) и "Ultimate Adventure" (2006). Последний из них получил
премию "Грэмми" за лучший джазовый инструментальный альбом,
индивидуальный или групповой.
В 2008 году третья версия Return to Forever (Кориа, Стэнли Кларк,
Ленни Уайт и Ди Меола) воссоединилась для мирового турне. Реюнион
получил положительные отзывы джазовых изданий и мейнстрима.
Большинство студийных записей группы были переизданы на сборнике
Return to Forever: The Anthology, приуроченном к турне. Концертный
DVD, записанный во время их выступления на джазовом фестивале в
Монтре, был выпущен в мае 2009 года. Он также работал над
совместным диском с вокальной группой The Manhattan Transfer.
Новая группа, The Five Peace Band, начала мировое турне в октябре 2008 года. В состав ансамбля входил Джон Маклафлин, с которым Кориа ранее работал в группах Майлза Дэвиса конца 1960-х, включая группу, записавшую классический альбом Дэвиса Bitches Brew. К Кориа и Маклафлину присоединились саксофонист Кенни Гарретт и басист Кристиан Макбрайд. Барабанщик Винни Колаюта выступал с группой в Европе и на некоторых концертах в Северной Америке; Брайан Блейд выступал на всех концертах в Азии и Австралии и на большинстве концертов в Северной Америке. Высокие достижения музыки Кориа были отмечены на ретроспективе 2011 года, когда Кориа выступил в качестве гостя с Jazz at Lincoln Center Orchestra в Линкольн-центре исполнительских искусств; рецензент New York Times высоко оценил это событие: "Мистер Кориа виртуозно управлялся с другими музыкантами, улавливая ритм и подпитывая солистов. Это звучало как выступление единой группы, и мистеру Кориа не нужно было доминировать; его авторитет был очевиден без увеличения громкости".
В состав новой группы, Chick Corea & The Vigil, вошли Кориа с басистом Адрианом Феро, Маркус Гилмор на барабанах (унаследованных от его деда, Роя Хейнса), саксофоны, флейта и бас-кларнет от ветерана Origin Тима Гарленда и гитарист Чарльз Алтура.
Кориа отпраздновал свое 75-летие в 2016 году, сыграв с более чем 20 различными группами в течение шести недель в джаз-клубе Blue Note в Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк. "Я практически не обращаю внимания на цифры, которые определяют "возраст. Кажется, это лучший выход. Я всегда был сосредоточен на том, чтобы получать как можно больше удовольствия от музыкальных приключений".
Trilogy 2 - концертный альбом Чика Кориа совместно с Кристианом Макбрайдом и Брайаном Блейдом. Впервые он был выпущен в 2018 году в Японии на лейбле Universal Music, а в 2019 году - на Concord Records. Этот альбом является продолжением трилогии, которая была выпущена в 2013 году.
Альбом был признан лучшим джазовым инструментальным альбомом на 63-й ежегодной премии "Грэмми". Композиция "All Blues" победила в номинации "Лучшее импровизированное джазовое соло".
Альбом фортепианного дуэта великого джазмена Чика Кориа, внезапно скончавшегося 9 февраля 2021 года, и Макото Озоне, который продолжает активно выступать на мировой арене.
Награды и звания. Альбом Кориа "Now He Sings, Now He Sobs", выпущенный в 1968 году, был включен в Зал славы "Грэмми" в 1999 году. В 1997 году Кориа был удостоен почетной степени доктора музыки в музыкальном колледже Беркли. В 2010 году он был удостоен звания почетного доктора Норвежского университета науки и технологии (NTNU).