Ганноверский зигзаг

топ 100 блогов waspono07.02.2024 Первого августа 1714 г. умерла королева Анна. Согласно принятому в 1701 г. «Акту об установлении» на английский престол взошел курфюрст Ганновера Георг I, обязанный этим лишь своему вероисповеданию и отдаленным родственным связям с домом Стюартов. Согласившись стать королем Англии, он рассчитывал использовать ресурсы этой страны для укрепления своих личных владений в Германии — Ганноверского курфюршества.
Первые монархи новой династии действительно смогли сделать Ганноверский вопрос одним из центральных во внешней политике Англии, несмотря на ограниченность власти монарха. Важно отметить, что «Билль о правах», принятый по итогам Славной революции, сохранил за королем значительные прерогативы, в частности право на заключение мира и объявление войны, заключение договоров и союзов с иностранными державами, управление зависимыми колониями, управление армией и флотом. Кроме того, король обладал довольно обширными (хотя и сильно урезанными по сравнению с временем правления Стюартов) финансовыми возможностями.
В связи с личными качествами Георга I постепенно менялось положение монарха в политической жизни страны. Не зная английского языка, он не принимал участия в заседаниях Тайного совета (предшественника Кабинета министров в Великобритании), что постепенно ослабляло его влияние на внутреннюю политику страны. Все интересы ганноверского монарха сосредоточились вокруг курфюршества, управление же в самой Англии в значительной степени перешло к министрам. Такое положение дел сохранилось и в годы правления Георга II как результат негласного соглашения между монархией и политической элитой королевства: внешнеполитический курс страны находился в преимущественном ведении короны, в то время как внутриполитические вопросы решались парламентом и правительством.
В 1715 г. Георг I при отсутствии какого-либо серьезного сопротивления со стороны парламента ввязался в войну со Швецией, более того, в парламенте вопрос об этом конфликте не обсуждался вовсе. Король действовал исключительно в личных интересах. Для его курфюршества было крайне важно захватить шведские владения на побережье Северного моря — Бремен и Верден. Кроме того, Георг знал о симпатиях Карла XII к Якову III , и ему было важно максимально ослабить Швецию, если она вдруг захочет помочь Стюартам вернуть английский трон.
Решение Георга I о вступлении в войну со Швецией было обусловлено исключительно династическими мотивами.
Для Англии эта война была невыгодна, даже несмотря на потенциальное усиление на Северном море. На тот момент в торговом обороте Англии, оценивавшемся более чем в 10 млн фунтов стерлингов, только на Россию и Швецию приходилось почти 500 тыс. фунтов стерлингов, значительная торговля велась также с ганзейскими городами и Польшей, что заставляло Англию способствовать миру на Балтике. Финансовые потери для нее были тем более невыгодны из-за гигантского долга, накопившегося в годы войны за Испанское наследство. И все же парламент, большинство в котором составляли виги, не стал мешать королю и даже одобрил отправку английского флота в Балтийское море.
Георгу удалось добиться быстрой победы над шведами. По мирному договору 9 ноября 1719 г. Швеция уступала Ганноверу Бремен и Верден, а также прилегающие территории за 1 млн риксдалеров.
[…]
Стремление британского монарха к укреплению позиций Ганновера стало одной из причин казавшегося ранее невероятным англо-французского сближения. Почти тридцать лет Англия и Франция были ярыми противниками, но всего через три года после окончания войны за Испанское наследство эти страны начали нащупывать почву для сближения, а в 1717 г. даже заключили союз. Одновременно наблюдался рост англо-австрийских осложнений, так как усиливались опасения Габсбургов насчет политических претензий Ганновера в Священной Римской империи и ответная тревога курфюрста за свои владения.
В результате в Европе менялась внешнеполитическая конфигурация. В 1725 г. оформился союз Испании и Австрии, к которому годом позже присоединилась Россия (Венский союз). В ответ в сентябре 1725 г. был заключен Ганноверский (Херренхау-зенский) договор, ставший основой Ганноверского, или Северного, союза. В него вошли Англия, Ганновер, Франция и Пруссия.
Вовлечение прусского короля Фридриха Вильгельма I в Ганноверский союз является еще одним важным свидетельством роли династического фактора во внешней политике Англии. Дело в том, что Георг I смог добиться присоединения Пруссии к союзу с помощью династического брака. Здесь как нельзя кстати на помощь пришла София Доротея, дочь Георга I и жена Фридриха Вильгельма I. Она рассчитывала обвенчать своих детей — Вильгельмину и Фридриха (будущий Фридрих II) с внуками Георга I — Фридрихом Людвигом Глостерским и принцессой Амалией соответственно.
План Софии Доротеи не только был амбициозен, но и открывал значительные перспективы как для Пруссии, так и для Англии. Во-первых, этот двойной брак тесными узами связал бы две державы, что не могло не повлиять на международную ситуацию и в Германии, и во всей Европе. Во-вторых, при определенном стечении обстоятельств английская и прусская короны в будущем могли объединиться в руках какого-либо потомка от этих двух браков, результатом чего стало бы образование могущественной англо-ганноверско-прусской унии.
[…]
В целом влияние династического фактора на внешнюю политику Англии было не слишком продолжительным (первые полтора десятилетия правления Ганноверов). Тем не менее за этот небольшой временной период Англия и Ганновер значительно укрепили свое влияние в Европе, а политика Георга I привела к тому, что сложилась новая конфигурация сил на европейской международной арене в середине 1720-х гг.
Несмотря на противоречивость внешнеполитического курса в годы правления Георга I и неоднозначные его результаты (как, например, по итогам Северной войны), контроль над внешней политикой со стороны короля не стал для Великобритании пагубным. За счет тесной связи с Ганновером усилились позиции Британии на континенте. Англия вошла в число ключевых участников всех международных комбинаций того времени, что не мешало ей заниматься развитием колоний и расширением влияния за морями.
Медведев И.Г.
Влияние династического фактора на внешнеполитический курс Великобритании в годы правления Георга I

Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей. 2015. номер 9.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот кто включает весь ноябрь рождественские джинглы? Лучи поноса вам, козлы. К середине декабря уже глаз дёргается в ритме эпилептических гирлянд. А настроение, которое предполагается сделать праздничным, уходит в осознание тщетности бытия и его же запредельной хтони. Никакая Мэрайа ...
Вот, Поночевный рассказывает, что Когда Стив Возняк собрал в свободное от работы время свой первый компьютер Apple I, он принес его в компанию Hewlett Packard, где работал тогда инженером в отделе калькуляторов, и провел его презентацию. Никто не заинтересовался, потому что Hewlett ...
Это узкое сообщество для дизайнеров, в котором они ищут заказчиков и общаются ...
Соцкап резко скакнул вверх. Количество френдов увеличилось на 50 человек. Такого не было очень давно. В последние месяцы соцкап только падал. Казалось бы, товарищ Хуевинбин1 занялся черным пиаром, приплел меня к удивительной истории, где я агент "пресс-службы Кремля", а оказалось, что ...
Я люблю 90-е. Закончила школу, поступила в институт, обзавелась домом, вышла замуж. Это если вкратце. Да, путалась с бандитами какое-то время. Но тогда братком являлся каждый второй! Они катали меня на иномарках, поили шампанским и завораживали своей безбашенностью. С ними было весело. М ...