Game of Thrones: действуй по-воински, останешься жив

топ 100 блогов ifc17.08.2019 железный трон

Never cared for what they say.
Never cared for games they play.
Never cared for what they do.
Never cared for what they know.
And I know, yeah!


Metallica


Итак, финальный сезон "Игры престолов" досмотрен, а значит, настал час изложить впечатления, пока они свежи.

Сразу говорю - я собак есть не буду. я собак живых люблю я не фанат этого сериала. Я не читал многотомную сагу Мартина, и не намерен прочесть её в будущем, сколько бы меня ни агитировали. Терпеть не могу бесконечную тягомотину. У меня другие предпочтения в литературе фэнтези. По этой причине меня не интересуют расхождения экранизации с литературным первоисточником и прочее, что интересует фанатов. Я рассматриваю сериал HBO в качестве отдельного законченного произведения, без оглядки на всё прочее.

Если вас это не возмущает, то добро пожаловать в моё субъективное восприятие "Game of Thrones".

Ракурс первый. Fight fire with fire

В посте, написанном после просмотра первых 4-х сезонов сериала я говорил, что "Игра престолов" представляет собой наглядное пособие по макиавеллизму. В этом плане оставшиеся сезоны ничего не изменили, лишь внесли дополнительный фактаж. Череда обманов и предательств закономерно продолжилась, но сами по себе повороты сюжета мне не так интересны, как более глубокие смысловые слои. Поэтому я не стану, подобно камраду Game of Thrones: действуй по-воински, останешься жив starkov_blues, описывать впечатления от отдельных эпизодов, а буду вести речь о картине в целом.

Финал сериала посвящён борьбе Дейнерис Таргариен против Серсеи Ланнистер за Железный трон. Прочие претенденты неуклонно выходят из игры, их сюжетные линии прерываются. Причина банальна - они, вопреки всем своим стараниям, не чудовища, а всего лишь люди. Даже Станис, который очень старался, но всё равно не справился. Настоящих чудовищ в сериале лишь два - это Дейнерис и Серсея (Король Ночи не в счёт - он просто вышедшее из повиновения биологическое оружие, то есть машина, повернувшаяся против своих создателей).

Объясню, почему я так считаю. Я не знаю, намеренно или вне воли создателей сериала, но обе названные женщины вышли на экране олицетворением двух основных кармических проблем. Дейнерис - это Гордыня, Серсея - это Ревность.

Возьмём первую. Её злоключения - это кармические унижения по судьбе (а гордыня и есть зацепка за судьбу). Собственный брат продаёт её, словно племенную кобылу etc. Она изо всех сил преодолевает оные злоключения, используя внешний ресурс - способность своего мутировавшего рода не гореть в огне и повелевать драконами. Это её врождённая способность, обратите внимание. То есть, она получила эту способность изначально, по умолчанию. Просто сперва не знала о ней, а после научилась использовать. Но другому важному навыку, который нельзя получить врождённо - социализации - она не научилась до самого конца. И не хотела учиться, ибо, по умолчанию же, считает себя выше всех. Гордыня - самый первый грех, грех дьявола, и неудивительно, что в финальном эпизоде сериала, где есть сцены, позаимствованные у любимого режиссёра дедушки Адольфа - Лени Рифеншталь - за спиной Дейнерис разворачиваются драконьи крылья. Она - полноценное чудовище.

Второе чудовище, чуть поплоше, но которое всё равно не отдаёт трон первому, это Серсея. Казалось бы, одинаковое начало их пути (Серсею тоже продают, как племенную лошадь, но не брат, а папа) означает, что и тут гордыня рулит, но по факту рулит ревность - грех Евы. Серсея - это человек, которым управляет её зацепка за желания, всепоглощающее "я хочу". Она хочет трахаться с родным братом, и трахается. Она хочет рулить детьми, и готова ради этого угробить невестку etc.

Обе героини - глубоко инфантильны. Но Дейнерис пребывает в слиянии со всем миром, будучи уверенной, что он должен ей нечто по праву рождения. А Серсея - в слиянии со своей семьёй, к которой относит брата-любовника и детей. Естественно, этим двум инфантильным чудовищам не ужиться, ибо каждое считает себя-любимую единственным пупом земли.

Ракурс второй. Master of puppets

Возвращаясь к Королю Ночи: многих фанатов возмутил тот факт, что армия мертвецов перестала функционировать после уничтожения их главы. Но если рассматривать Короля Ночи в качестве центрального процессора, то всё выглядит логичным. Тут у Мартина и авторов сериала получилась такая аллюзия на техническую цивилизацию. Короля Ночи создали в качестве оружия (фэнтезийный "Скайнет", why not?) против Первых Людей. Но оно вышло из повиновения и начало уничтожать всех подряд.

Так что ответ на волновавший фанатов вопрос о том, на кой ляд Белые Ходоки вообще пёрлись на юг, банален. Их центральный процессор собирался до конца выполнить заложенную в него программу - "убить всех человеков". А когда его вырубили, то отрубились и подключенные к нему машины, входящие в созданную им сеть - рядовые Белые Ходоки, и периферийные устройства - мертвецы. Какая разница, сколько этих периферийных устройств было? Подключите к серверу хоть 100500 пользователей, но если он упадёт, все они потеряют доступ к базе данных. Очевидно, рядовые Белые Ходоки из-за технических ограничений не могли хранить у себя вообще никакой информации. У них просто не было собственной памяти, то есть они - лишь шлейфы от ЦП к периферийным устройствам.

Вообще же, мотив марионеток встречается в сериале неоднократно. Местные мастера напрямую соревнуются между собой в искусстве манипулировать другими. У Вариса - свои марионетки, у Мизинца - свои. У лучшей ученицы последнего - Сансы Старк - свои, в числе которых даже двоюродный брат, законный наследник Железного трона.

В этом ракурсе возмутившее фанатов избрание Брана Увечного (быстро превратившегося в Брана Вечного) королём полностью логично. Он - идеальный правитель-технократ. Он видящий - то есть способен выяснить любую информацию о ком угодно, а значит - его невозможно обмануть. Также он равнодушен к чувственным удовольствиям и лести. То есть - грех Евы ему чужд. Но одновременно ему чужд и грех дьявола, ибо он вовсе не боролся за власть и не стремился в короли.

Не знаю, читали ли авторы сериала Кастанеду, но глядя на Брана после его превращения в видящего, я неоднократно вспоминал фрагмент из "Дара Орла".

Сильвио Мануэль пришёл к самому источнику. Он коснулся его. Ему не надо было учиться намерению чего бы то ни было. Он составлял с намерением единое целое. Проблема заключалась в том, что у него не осталось больше желаний, потому что намерение не имеет своих собственных желаний. Поэтому Сильвио Мануэль мог сделать всё, чего бы Нагваль ни пожелал. Нагваль направлял намерение Сильвио Мануэля. Но поскольку Нагваль также не имел желаний, большую часть времени они вообще ничего не делали.

Если подобный машине Бран - не идеальный король, то каков же тогда идеальный? Очередное чудовище, из какого бы рода оно ни происходило?

Ракурс третий и главный. Nothing else matters

Подхожу к самому основному (уже упомянутому выше, но лишь мельком). Главное в сериале - это процесс обретения персонажами опоры на себя, того самого внутреннего локуса, который делает человека взрослым. Те из героев, у которых локус встаёт на место чаще, чем у других, и доживают до финала.

Эта идея многим покажется неочевидной, но если вспомнить, то окажется, что в саге навязчиво повторяются сюжетные повороты, в рамках которых люди, пытаясь управлять другими или опираться на других, наживают себе неприятностей.

Первый пример, который я вспоминаю навскидку - попытка отравления Дейнерис. Фактически, этой попыткой недальновидный Роберт Баратеон сам толкает героиню начать борьбу за власть. То есть, пытаясь избежать неблагоприятных последствий, которые существуют лишь в его воображении, он воплощает эти последствия в жизнь. Оставь он Дейнерис в покое, всё могло обернуться бы иначе. Её судьба катилась по другому сценарию, но король, не способный заниматься своими делами, оставив других в покое, сам толкнул Дейнерис на ту линию жизни, где она вступала в борьбу за Железный трон.

Это очень напоминает мне притчу о свидании в Самарре, которая уже мелькала в этом журнале. Подобный сюжетный ход повторяется в сериале многократно. Не буду перечислять все случаи - кто внимательно смотрел, тот сам вспомнит. Назову лишь самый яркий, который стоил людям вторжения Белых Ходоков.

Зачем герои попёрлись на Стену, ловить в плен мертвеца, что привело к пополнению войска Короля Ночи драконом? Тем самым, с помощью которого он разрушил непроходимую для мёртвых Стену.

Они попёрлись туда, чтобы предотвратить вторжение, которое в итоге лишь упростили и ускорили. Не идиоты ли? Но почему они так поступили? Потому что хотели опереться на кого-то ещё, кроме себя. Они с какого-то перепуга, послушав хитрого Тириона, решили вовлечь в союз Серсею. То есть, врага, которому доверять нельзя по определению - никак и никогда. Это внешний локус. Им показалось, что можно вместо опоры на себя переложить на кого-то часть тягот ведения войны. Этот тупейший самообман стоил потери дракона, дыры в Стене и гибели множества людей.

Опирайся та же Дейнерис и Джон только на себя, не будь они инфантильными, мертвецы, возможно, вообще не прошли бы за Стену. Всё, что северянам и белокурой бестии надо было сделать - готовиться к битве самостоятельно, действуя по принципу, завещанному Буддой - "на себя полагайтесь, на других - не полагайтесь".

будь сам себе светильник

В итоге в сериале взрослеют не только лишь все, мало кто способен это сделать. И многим, как Сансе, приходится уплатить за расставание с инфантилизмом высокую цену. В её случае - два насильственных замужества, боль, унижения etc. Только после этого герои (если выживают) избавляются от инфантильной привычки считать дремучее Средневековье песочницей, где все вокруг - их друзья.

Неважно, что делают и знают другие. Важно - что делаешь и знаешь ты, не тщась ковыряться в содержимом чужих голов.

Полагаться на себя, действовать в границах, храбро сражаться самому, не пытаясь решать за других людей - таков, я полагаю, главный посыл "Игры престолов". И мне он понравился. Как и открытая концовка, без патоки хэппи-энда, но и без чернушной безысходности.

Белокурое чудовище помогло людям остановить вторжение взбунтовавшегося биологического оружия, а затем убило другое чудовище, попутно наглядно показав, каким будет "новый мир", который оно собралось строить. Что и послужило причиной гибели самого белокурого мутанта. Небезызвестный Богемик усмотрел в этом изящный кукиш, подсунутый киношными правыми захватившим власть над Холливудом левакам, видевшим в сериальной Дейнерис реальную Хиллари Клинтон. Но что такое с понтом актуальные политические аллюзии, когда речь идёт о самом главном для каждого человека - о становлении личности? Суета сует и всяческая суета.

У каждого - своя карма. Кто-то думает, что борется за Железный трон, а на деле просто выступает инструментом Мироздания против взбунтовавшихся биомашин, которые хотят остановить эволюцию. А когда инструмент выполняет функцию, для которой предназначен, его кладут назад на полку в Чистилище, что бы он там себе не мнил.

Конец "Игры престолов" прекрасен и закономерен. Время чудовищ остаётся в прошлом, наступает время людей. Поэтому рискуя подвергнуться забрасыванию дизлайками со стороны фанатов, скажу: мне сериал, несмотря на все сценарные огрехи, полностью понравился. И жене моей, кстати, тоже.

В общем, эпоха "Game of Thrones" окончилась. Всем спасибо, все свободны. Что будет дальше - посмотрим.

конец эпохи GoT

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эксклюзивная встреча с Гийомом и Стефани Люксембургскими: "Шарль - очень заботливый старший брат" - Во время прогулки и чаепития в районе Мюллерталь, где они живут, Гийом и Стефани Люксембургские согласились поделиться секретами своего счастья вчетвером. Обмен мнениями с открытым сердцем, ...
19 января 2022 года - возможно, переломная дата: это День, когда уродливая ковидобесная истерия, два года бушующая у нас на глазах по всему миру, ВОЗМОЖНО, пошла наконец на убыль, исчерпав свой потенциал запугивания широких масс человечества. И в связи с этим - интересный вопрос: а ...
Вашу машу. Ща будет злобнопост, кого что не устраивает - пролистываем. Родители больных нахуй детей, простуженных, гриппующих. Нахуй вы претёсь со своими детьми в поездах, суки? Весь вагон перезаражать, чтобы обидно не было?! А если уж всралось ехать так, что кушать не можете, почему бы н ...
В Питере вчера появилась мемориальная дос­ка посвященная маршалу  ­Маннергейму. Установили ее без всякого об­суждения, фактически поставив питерцев пе­ред фактом. И Мединский, и другие сторонн­ики доски оправдывают ее установку тем фа­ктом, что Маннергейм был генерал-лейтенан­том русской а ...
Франция это в первую очередь еда. И в последнюю очередь тоже. Но в отличии от Штатов, где еда это заправка, во Франции еда это религия и образ жизни. Но опять же, в отличии от Штатов, где едят кажется даже во сне, во Франции еда это церемониал. Быстро перекусить это не по-французски и ...