Галеон
gun001 — 14.10.2025
Для меня галеон это в первую очередь источник затонувших
сокровищ, которые испанцы награбили в новом свете и везли в
метрополию, но кроме того и «Непобедимая Армада» (которая вовсе
такой не оказалась), и всяческие капитаны Блады со своими
«Арабеллами» и Джеки Воробьи со своим Голливудом.
Про галеоны я писал уже неоднократно, но тут другая марка, новые
картинки, получилось чуть подробнее и с другого ракурса.

Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с
достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как
военное и торговое. Основным толчком к его созданию было
возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими
колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве
кораблей конвоя XVI—XVII веков, перевозящих испанские
сокровища.

Происхождение галеонов не до конца ясно. Впервые этот термин
(galeones) появляется в начале XVI столетия применительно к
испанскому судну, построенному в 1517 году для борьбы с
берберийскими пиратами в Средиземноморье. Его непосредственными
предшественниками являлись большие парусно-весельные суда, которые
в Венеции назывались galleoni, а в Португалии — galleones, галеасы
одним словом, о них был предыдущий пост https://gun001.livejournal.com/595660.html
Но галеоны были уже исключительно парусными судами, хотя
возможность использования весел на них сохранялась. В дальнейшем
галеон становится основой флотов испанцев и англичан.
Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к
увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в
результате чего получилось более быстрое и манёвренное мореходное
судно.

Испанский галеон, изображённый на картине, написанной Абрахамом
Виллертсом в 1669 г.
Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный
двухпалубный корабль с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина —
16. Вооружение 20—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и
солдат. Водоизмещение галеона могло быть порядка 500 тонн (хотя у
манильских галеонов он достигало 2 000 тонн).

Манильский галеон. Художник Марк Майерс
Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме
того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из
дуба и других твердых пород дерева, рангоут — из сосны. Но это не
относится к кораблям, которые испанцы строили на верфях Гаваны, те
галеоны были из красного дерева.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от
двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой
развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько
задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна
на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась
сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус
не испытывал ее прямого удара.
Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты
несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Типичный
галеон имел бушприт, фок-мачту, грот-мачту и бизань-мачту.

Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под
главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных)
палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. На двух
батарейных палубах располагалось 20 — 80 орудий.
Галеоны использовались вплоть до XVIII века, затем уступили свое
место более современным судам с другим парусным вооружением.

Несмотря на то, что изначально галеон ассоциировался исключительно
с Испанией (именно здесь закладывались стандарты строительства
кораблей данного типа), Англия быстро догнала законодателя мод и
даже опередила его в некоторых моментах.
По иронии судьбы, самым известным галеоном стал английский -
«Золотая лань» сэра Френсиса Дрейка, Пирата Ее Величества, вторым
(после Магеллановской каракки «Виктория») совершившим кругосветное
путешествие в 1577-1580 гг., в ходе которого он беспощадно грабил
испанские колонии и торговые суда.
Англичане любят своих пиратов, галеон «Золотая Лань» настолько
вписался в историю, что популярен до сих пор, существует его
полноразмерная реплика, даже две, одна из них совершила кругосветку
по следам Френсиса Дрейка, но теперь обе пришвартованы в гаванях и
служат музеями.

Копия английского галеона «Золотая Лань»
Но испанцы тоже не отстают, сделали не просто пришвартованный
музей, а музей плавучий, который ходит по всему миру и хвастается,
какие испанцы были молодцы.

Испанский галеон «Andelusia» является исторической копией одного из
самых легендарных галеонов в истории Испании, который курсировал
между Королевством, Америкой и азиатскими странами. Галеон является
плавучим музеем морской культуры, который гастролирует по всему
миру.
Про галеон пока всё, дальше будут другие корабли, суда и марки
конечно.
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 14 октября в разные годы
|
|
</> |
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Если не стричь овец, то их и волки не сожрут...
Кто и как задавал моду на женских кортах
Традиционное
Рассвет на ритуальной платформе.
7 оригинальных блендов Nespresso, которые я купила в 2025 году

